Джазовый фестиваль как символ демократии
В добрые старые времена организаторам джазового фестиваля, посвященного дню рождения американского композитора, досталось бы по первое число. Только потому, что устроили они этот праздник музыки в День независимости России.
«Добрые старые времена» давно прошли. И мы позволим себе напомнить о них лишь потому, что не так уж мало людей задавало себе 12 июня вопрос: «Почему этот день так называется — День независимости?». Например, потому, что это был день независимости от «добрых старых времен»… Но это — присказка.
Итак, Ирвинг Берлин, родился 11 мая 1888 года. Где?
Говорят, чтобы считаться знаменитым, надо, чтобы несколько городов поспорили за право называться местом твоего рождения. У Ирвинга Берлина таких городов — два. Одни справочники утверждают, что он родился в Могилеве. Другие, и с ними полностью солидарен организатор нынешнего фестиваля Всеволод Бессараб, — называют родиной американского композитора Тюмень. Говорят, что где-то и когда-то проживший почти 102 года Ирвинг сам сказал, что родился в Тюмени. Очень даже может быть. Во всяком случае, его дочь Линда Эммет-Берлин, посетившая наш город шесть лет назад, этого не отрицала.
Во всяком случае, никто не слышал, чтобы в белорусском городе Могилеве проводились такие джазовые фестивали, как у нас, в Тюмени. Может быть, просто потому, что в Могилеве нет такого дирижера, как Александр Молоков. Нет такого уди-вж-ёль1ного ансамбля, как «Крумнг-джаз». Нет такой) энтузиаста, придумщика и организатора, как Всеволод Бессараб.
Eсли бы вы 12 июня оказались во Дворце «Геолог», вы бы не спрашивали, почему для джазового фестиваля выбрали день независимости России. Потому что в зале царила абсолютно свободная атмосфера. Какая только и может быть в свободной стране. И я думаю, что нет
лучшего сопровождения для дня независимости, чем джазовые композиции.
Однажды в маленьком кабачке в вашингтонском пригороде мы слушали, как несколько черных музыкантов играли джаз. И мой спутник сказал: джаз — это демократия. Здесь у каждого своя партия, у каждого свой голос, у каждого есть неограниченная возможность для импровизации. Сравните «нормальный» оркестр, где режиссер держит в пальцах невидимые нити, словно поводья упряжки, и взнуздывает, и подстегивает, и подгоняет… В джазе — каждый получает право спеть и сыграть свое. Только когда все сливается вместе — получается джаз. Чем не демократия, при которой в едином государственном потоке соединяются самые разные взгляды, голоса, точки зрения и терпимо существуют вместе?
Ирвинг Берлин, где бы он ни родился, появился на свет 110 лет назад. Eго джазовые мелодии просуществовали уже почти сто лет. Их помнят и играют до сих пор. И не только в Тюмени по прихоти энтузиастов. Но и в приютившей его капризной Америке, услышавшей голос мальчика-эмигранта из России в многолюдной толпе.
В небольшом музыкальном магазинчике города Балтимор я спросил кассету с записью мелодий Берлина и получил ее через минуту. Eе даже не пришлось искать. Выпущенная к 100-летию со дня рождения композитора, она занимала почетное место среди других джазовых кассет. Потом она пересекла океан, и мне приятно, что именно эту растиражированную запись вручали на4джазовом празднике лучшим популяризаторам творчества Ирвинга Берлина.
В свободной Тюмени любят и часто играют джаз. Играют по-разному. Любят одинаково. Может быть, прав Всеволод Бессараб, истово верящий в то, что Берлин родился именно в Тюмени? Может быть, этот воздух, вспоивший сына синагогального служки, до сих пор внушает нам любовь к джазу?
О эта музыка! Даже «Святые маршируют», когда начинает играть джаз!