X

  • 28 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 132
  • 5631

Дожить до рассвета с кадрилью и инфляцией

Наш большой театр еще никогда не «доигрывался» в Тюмени до июля.

Так сложились обстоятельства (в основном финансовые). Более того, перед уходом труппы тюменского государственного театра драмы и комедии в отпуска 140-й юбилейный сезон завершился великолепно -успешной премьерой современного комического спектакля по пьесе московского автора с сибирскими корнями Владимира Гуркина «Прибайкальская кадриль».

В Тюмени от названия оставили лишь «танцевальную» номинацию (просто кадриль). Дело в том, что показанная история могла произойти и на улицах тюменских окраин, и в окружающих селах. Приглашенный режиссер-постановщик Андрей Лапиков сполна использовал все художественные ресурсы социально-психологической поэтики российского реалистического сценического искусства. Все грани комического — от трагифарса до бытового анекдота — применяют наши мастера, составив неплохой ансамбль. Сухопутный моряк, старый паромщик, балагур и весельчак Николай Звягинцев подчинился острохарактерному шаржевому рисунку роли, принятому Рюриком Нагорничных.

Интересный комический дуэт с ним составила Наталья Манцурова (в роли жены Лиды). Что называется — крепкая хозяйка, хлопотунья и скопидомка, изо всех сил старается Лида удержать в это смутное время на плаву свой дом. Крутится-вертится, спешит за меняющимся днем, и часто невпопад. Психологические вариации артистки точно отмечают повороты сюжета, и особенно выразительны в момент эмоционального срыва Звягинцева, решившего напугать жену и знакомых самострелом из ружья.

Другой дуэт составили заслуженные артисты РФ Анта Колиниченко и Сергей Кутьмин. Иной мир комических столкновений и страстей, мягкий, иногда исповедальный и даже лиричный.

И Саня Арефьев, и Валентина воспринимают рыночные вожделения окружающих как новую, неожиданно свалившуюся на них беду. Они умны и стоически относятся к миру, а комиковать приходится, дабы скрыть оголенную боль совести.

Связующим звеном между дуэтами стала примечательная работа артистки Галины Домни-ковой в роли бездетной и безмужней Макеевны. Нам хорошо знакомый народный типаж. Из тех женщин, которые и в горящую избу войдут, и коня на скаку остановят. Удивительно работает актриса, ведь юмористические ситуации «по курсу» Макеевны возникают по причине ее душевного склада, прямолинейных и бесхитростных решений.

Владимир Турбин

Премьера еще порадовала меня не только блеском актерской игры, но и хорошим драматургическим материалом, интересно угаданными современными формами жизни, народными характерами и необходимым «смешным» расставанием героев с прошлой жизнью, чтобы выжить и найти в своем зрелом возрасте нужную опору под ногами. И надежду, и веру, и любовь возвращает многим растерявшимся в пору перемен тюменская версия комической пьесы Гуркина. В общей стилистике спектакля ладно звучит музыка Валерия Гаврилина, его симфония «Русские перезвоны».

Владимир Турбин

Лишний раз убедился в таланте сценографа, главного художника театра Алексея Паненкова, и на этот раз отыскавшего важный образ-символ оформления. На сцене — наш общий прохудившийся дом, двери, за которыми почти не укроешься, подсолнухи, желтыми пятнами предупреждения разбросанные по кровле, стенам, заборам из жердей. Врядли все здесь можно свести к расхожему смыслу выражения «жизнь — семечки». С другой стороны, подсолнух -солнечное дитё, даже в ненастье дарующее людям оптимистическое отношение к бытию. А застыли среди них герои в финале после своей «комедии ошибок», вслушиваются в.забытую мелодию, очищаясь от ожесточения.

Это лишь на первый взгляд прост и безыскусен замысел Лапикова. На самом деле в вихре комического действия героям хватает времени остановиться, оглянуться и вместе со зрителями подумать над потоком несущихся дней. Куда помчались и зачем, придет ли желанный свободный и наполненный благотворными трудами новый строй бытия? Вернется ли уважение к порядочным людям, заработает ли во всю силу честное предпринимательство? Вот так ободряют друг друга Саня Арефьев и Макеевна.

Eще одна черта премьеры. Она не нарушает художественной концепции театра, принятой с приходом сюда главного режиссера Алексея Ларичева, поддержанной директором Владимиром Коревицким. Это «наш» спектакль, продолжение плодотворного диалога со зрителем ради общего нравственного возвышения душ прекрасным.

Понятно, что драматург удачно воспользовался возрожденческой фабулой, бурлескной энергией комического сюжета с ошибками и переодеваниями. Но старый сюжет надежно привит на древе нашей текущей жизни. Легко узнаваемы обстоятельства и причины, правила игры. Лидии и Валентине надоела разгульная и бестолковая жизнь их мужей, а тут еще Звягинцев продал за две бутылки водки кирпичи пронырливого зятя. Их потихоньку таскала домой для ремонта печи Макеевна, которую мужики и застали за столь неблаговидным занятием. Но, как сейчас водится, хозяин, алчущий «огненной воды», оберегаемый от нее Лидией, нашел выход — заключил сделку с Макеевной и утолил жажду.

Как положено в реалистическом театре, если есть ружье, то оно должно выстрелить. Выстрел раздался. Но не ружейный. И опять смешно, ибо выстрелила пробка из огромной бутыли с перебродившей брагой.

Колоритна и уморительна сцена победного возвращения захмелевших мужиков домой от дармового стола Макеевны, эпизод размена разгневанными женами этих непутевых супругов, их комическое поведение в роли мужа своей соседки…

Июльская премьера еще раз доказала большие творческие возможности мастеров театра, их свободный и впечатляющий переход от философических медитаций, тонкостей психоанализа к веселой бытовой прозе текущего дня.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта