Гость из сказки
На прошлой неделе в Тюмени гостил изумительный актер -«номер один» в мире кук-арта (кукольного искусства) по неофициальному рейтингу театроведов и мастеров этого древнейшего жанра. Станислав Железкин — самый молодой в свое время (в 29 лет, в 1982 г.) лицедей, получивший почетное звание заслуженного артиста России. Художественный руководитель муниципального театра кукол «Огниво» (Москва-Мытищи).
11 лет назад Стае в последний раз вышел на сцену Тюменского государственного театра кукол и масок. «Я провел в нем свои самые счастливые десять лет. В Тюмени — моя настоящая школа, открытие потрясающих возможностей кукольной школы Михаила Королева из Ленинграда. Это божественная фантазия, безграничные силы энергии общения человека и куклы, чарующие эмоции и прекрасное сопереживание со зрителями».
Пока мы шли по Республике к зданию театра кукол, Стаса узнавали, останавливали, расспрашивали. Он даже чуть опоздал на юбилейный вечер директора театра Раисы Рогачевских («Она сделала меня таким, каким я стал сейчас»). Слезы, объятия, дружеские диалоги шли волна за волной. Да, он воистину настоящий «реактор радости и света», чьи творческие импульсы и сегодня достигают Тюмени.
Стае не мог не приехать на праздник к человеку, который в далеком уже 1976 г. дозвонился к нему в Краснодар и сказал: «Не принимайте ничьих предложений. Ждем вас в Тюмени». Рогачевских спокойно и убедительно назвала молодому актеру (23 года) такие условия (творческие и бытовые), перед которыми не устоял бы и самый маститый коллега. «Она разгадала меня и поверила. Я перебрался в Тюмень и словно попал в волшебную сказку. Главным и добрым героем-победителем. Лучшие режиссерские силы королёвской школы ставили здесь спектакли, ставшие легендой мирового кукольного театра -Юрий Фридман, Михаил Хусид, Валерий Вольховский, Анатолий Тучков… И сейчас перехватывает дыхание — что я сыграл в Тюмени! Классика! «Пер Гюнт», «Забыть Герострата», «Робинзон Крузо», «До третьих петухов»… Кто помнит (Стае смеется. — Авт.) и сейчас называет меня главным Иван-дураком России».
И все же в 1988 г. Железкин оставляет театр и перебирается в Ярославль. В зените славы, так сказать… Он уже был мэтром, пробовал сам ставить спектакли. В нашем училище искусств довел до ума свой учебный курс актеров кукольного театра. Причем его питомцы быстро (и заслуженно!) выдвинулись на первый план в труппе. Назову хотя бы таких известных мастеров, как Василий Лазарев, Юрий Федоров…
Причин переезда много. Лишь косвенно, разговаривая со Стасом, я догадался — он тогда уже вырос. Видимо, втайне мечтал о своем деле, полностью своем театре. И хотя слава «Ч + М + Т» (Челябинск, Магнитогорск, Тюмень) гремела уже не только в Союзе, но и в Eвропе. И три кукольных театра из этих городов были тремя вершинами знаменитой Уральской зоны… И на ее фестивали, начатые Тюменью, устремлялся весь мир кук-арта… Стае, азартный игрок, влекомый неистребимым зовом новых странствий и приключений, поднял паруса в дорогу.
Ах, Ярославль, Ярославль! Оказалось, даже не Тюмень. Но тут — как это всегда бывает в сказке странствий — пути Железкина пересеклись с мэром Мытищ Анатолием Астраховым, фанатом театрального искусства и трезвым умнющим организатором многих славных дел. Этого человека Железкин не упустил. Только стиль общения был другим, нежели с Рогачевских. В последние тюменские сезоны в «террариуме единомышленников» случались жаркие схватки в директорском кабинете: «Раиса Николаевна! Мне надоело входить в ваш кабинет с собственным мнением, а выходить с вашим!» (из «мемуара» Железкина). Мэр Астрахов воспринимал Стаса уже в иной плоскости. Выполнил все обещанное — жилье, договорные ставки, финансирование по потребности, специально оборудованное здание.
Железкин в Мытищах — бог и царь, легенда и герой. А главное — художественный руководитель, постановщик и лидер-актер в великолепной семерке своих коллег. Eго театр открылся 2 апреля 1993 г. спектаклем по известной сказке Андерсена «Огниво» (отсюда и название). С тех пор москвичи, горожане спутника заказывают билеты на взрослые спектакли за два месяца, на детские — за месяц (их чаще показывают). 12 раз (только в этом году пять) «Огниво» выезжал на престижные международные фестивали, срывая гран-при во Франции, Польше, Румынии. Болгарии, Литве…
— Стае, ну что, заграница нам поможет?
— Вряд ли, а вот мы им помогаем — своей духовностью, толкованием идеального.
— Стае, ну почему ты такой, совсем не изменился. Что за эликсир молодости у тебя? Мы-то погрузнели, поседели…
— А я говею. Трачу энергию, не ощущая предела. И она от зрителя летит ко мне обратно бумерангом.
— Стае, может, дело в корнях?
-А как же, я родился 13 августа 1953 г. Одиннадцатый ребенок в станичной семье. В 80-ти километрах от шолоховской станицы Вешенской. Поэзия и быт слились. Легенды и поверья в детстве были для меня явью. Представляешь, страшилки для детей в рождественский вечер. Призывный шепот: «Взгляни в окно!» А там — р-рожа, да как ухнет песня! Да вихрь подхватит, сердце — в пятки, а сам летишь к звездам. Луна улыбается, земля в белых одеждах…
«…В темном квадрате сцены оживают фрагменты «Герники» — плывут в невесомости изломанные фигуры, пригрезившиеся Пикассо. Вот девочка, играющая с шаром, навстречу ей пошел широкоплечий атлет. «Герника» — спектакль-сновидение, где в беспорядке движутся предметы и силуэты, взлетают огнями пламени разноцветные ткани, мужская и женская фигуры тянутся друг к другу через пустое пространство и исчезают, унесенные вихрем» («Независимая газета», 1997, 26 сентября). Лишь один «моментальный снимок» того, что творится сейчас в «Огниве». Про то, как рождается кукольный театр XX в. А за потрясающе и необычно рассказанную историю короля Лира (спектакль «Король и три его дочери». Режиссер — Юрий Фридман, сценограф — Ирина Уварова) Стае со-товарищи удостоен главной театральной премии РФ — «Золотой маски».
Сейчас на очереди у Железкина — новые работы светил европейского кук-арта из Польши и Литвы. Сам Стае не собирается прерывать свои связи с Уральской зоной, где в Кургане недавно он поставил «Эдит Пиаф», «сделав» исполнительницу главной роли Аллу Семенову самой молодой заслуженной артисткой России.
-Да, — Стае взволнован, — обязательно отметь: тюменцы, я люблю вас беспредельно. Это вы сделали меня. Тюмень для меня стала счастьем! Да таким, что оно все еще продолжается…
…Глядя на бедственное положение наших тюменских театров, понимая, как трудно городу и области в тисках системного кризиса, в очередной раз сотрясающего Россию из-за промахов столичных реформаторов, все равно видишь Стаса Железкина. Видишь вернувшимся в Тюмень. Eму предложили такие условия, что грех не принять. И в политике, и в культуре великие дела сотворены личностями.
***
фото: