Любители «Беломорканала», нынче ваш юбилей
Недавно в кроссворде нашей газеты встретил слово «Беломорканал» и вспомнил: батюшки, да ему же в этом году юбилей — 65 лет. Столько лет курит Россия папиросы «Беломорканал» ленинградских (ныне санкт-петербургских) фабрик им. Урицкого и Цеткин. А выпущены они были в честь важнейшего политического события первой сталинской пятилетки — завершения строительства Беломорско-Балтийского канала им. И.В.Сталина от г.Беломорска на юго-западном берегу Белого моря до поселка Повенец на северном берегу Онежского озера.
Из энциклопедии можно узнать, что канал сократил водный путь от Ленинграда в Мурманск вокруг Скандинавского полуострова с 4000 км до 227 км. Вообще-то сам канал имеет длину всего 37 км, остальное — расчищенные естественные озера и реки. На этом пути 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и много других сооружений.
Умалчивает энциклопедия только о том, кто строил этот канал и построил в рекордно короткий срок — 20 месяцев -среди болот, комарья и прочего гнуса, с помощью лопаты, кирки, тачки, так как экскаваторы тогда были большой редкостью.
А строили его наряду с «уголовными элементами» политзаключенные. Было их вначале более 100 тысяч человек. На Беломорканале они проходили политическое перевоспитание, «перековку», как тогда говорили. «Перековался» тот, кто смог выжить. А умирали ежедневно сотнями.
Для работавших на канале заключенных политические агитаторы придумали спецназвание «заключенные каналоармейцы», или сокращенно, по обычаям того времени, «зека». Потом «зеками» стали называть вообще всех заключенных. Так что 65-летний юбилей еще и слову «зек».
Говорят, что в тюрьмах и СИЗО России теперь находится чуть более миллиона заключенных, так что юбилей слова «зек» -воистину праздник миллионов, что-то вроде профессионального. Особенно если учесть, сколько народу российского уже побывало «там».
К 1 мая 1933 г. канал построили, а в длинные июньские дни и белые короткие ночи по нему совершил первое пробное плавание пароход «Чекист». 2 августа 1933 г. вышло постановление СНК СССР «Об открытии Беломорско-Балтийского канала». На канале побывал сам И.В.Сталин с некоторыми соратниками.
Во время стройки по трассе канала проехала делегация советских писателей, и потом издали шикарную книгу с картинками о трудовой «перековке» «уголовного элемента» в простых советских людей.
По случаю окончания строительства Беломорканала правительство объявило амнистию каждому шестому «зеку», а кто ее не удостоился, был переведен на новый канал Москва-Волга, после строительства которого Москва стала «портом пяти морей» и остается им поныне.
Сооружения Беломорканала в начале 30-х были сделаны из дерева. А в 50-е и конце 60-х гг. их капитально отремонтировали, шлюзы одели в железобетон и камень. Канал и теперь служит России, а любители «Беломорканала» в значительной мере переключились на заморские табачные изделия. Чужое многим кажется слаще.