Губернатору необходим мешочек смелости
Со времен похода Eрмака Сибирь считалась одной из богатейших провинций государства Российского. Почти три столетия назад, по указу Петра Великого от 18 декабря 1708 года, была учреждена Сибирская губерния в составе 26 городов. Город Тюмень в этом большом списке значился седьмым. В нем насчитывалось 2075 дворов, а в губернском центре Тобольске -18135.
Первый сибирский губернатор князь Матвей Гагарин после семилетнего правления был отозван в столицу и 16 марта 1721 года казнён «за взятки и прочие лихоимства, сибирскому народу учиненные».
29 мая 1719 года Петр Первый повелел «в Сибири быть комнатному стольнику князю Алексею Михайловичу Черкасскому губернатором, разделить все сибирские города на 3 провинции и быть там вице-губернаторам под его губернаторским ведением».
Потомок владетеля Кабарды Иналбека князь Алексей Черкасский свою юность провел в Тобольске, где его отец был воеводой. Поэтому он не испытывал страха перед суровой природой, а народ сибирский знал не понаслышке. Человек честный и неподкупный, что было в те времена редким явлением, Черкасский действовал осторожно в делах управления огромной губернией. При нем
ямщики впервые официально стали выполнять функции почтальонов, началось планомерное городское строительство, а «золотые и серебряные слитки и вещи разные» были взяты под строгий контроль и учет.
Человек тихий и молчаливый, восьмипудовый губернатор действовал по принципу «медленно, но верно». Он развернул в Сибири строительство железоделательных заводов и пограничных крепостей. Это позволило Черкасскому прочно закрепиться на руководящем посту, хотя известный историк Василий Татищев, намекая на общеизвестную робость князя Черкасского, язвительно советовал ему «иметь мешочек смелости».
В 1724 году князь Алексей Михайлович передал губернаторские полномочия своему преемнику Михаилу Долгорукову и покинул сибирские края. Богатейший помещик России, он стал одним из трех кабинет-министров Анны Иоанновны, а при Eлизавете Петровне занял пост великого канцлера. На этом посту бывший сибирский губернатор подписал торговый договор с Англией и Пруссией, проявив себя великолепным дипломатом. Впервые за сибирский лес и меха было получено иноземное золото, а не заморские товары, и казна российская получила большую прибыль.
Так что с проблемой бартера боролся еще князь Черкасский.