Жизнь на колесах
Как мы и обещали, рассказываем об истории посещения Тюмени фанатскими группировками «Невский фронт» (болельщики питерского «Зенита») и «Команда Флинта» (поклонники московского «Спартака»), Эти отважные ребята проделали путь в тысячи километров в суровый сибирский край вслед за своими командами и по очереди прибыли в Тюмень, чтобы поддержать своих любимцев, ведущих борьбу за золотые медали.
Питерцы мечтают забраться в особняк возле стадиона и посмотреть оттуда футбол
Активисты петербургского фан-движения «Невский фронт» добрались до Тюмени различными путями: кто на электричках зайцем, кто цивилизованно — поездом (с билетом), кто автостопом. По дороге фанаты с берегов Невы прихватили парочку соратников из группировки болельщиков екатеринбургского «Уралмаша», которые сразу же на халяву напились и к матчу проявили сдержанный интерес. 29-летний президент фан-клуба «Невский фронт» Валера по прозвищу Сабонис (получил он его не за высокий рост, хотя и тянет под два метра, а за историю, когда Валера принес на одну вечеринку бутылку водки 0,75 л, прозванную в народе «Сабонисом», и в одиночку ее, как говорится, выкушал) поведал «Футбольному четвергу» о том, как зарождалось и крепло питерское движение:
— Движение появилось в 1979 году, я начал болеть за «Зенит» с 80-го, на матчи стал ходить в 83-м, а президентом меня выбрали в 96-м. Вообще-то как таковых лидеров фан-движения не существует, просто кто-то более заслуженный, кто-то менее. Мы мирные ребята, никогда первыми не задираемся. Мы приезжаем в другие города, чтобы болеть за свою команду, а не хулиганить. Самые натянутые отношения у нас со «спартачами». Натягивают их прежде всего сами москвичи, Распускают слухи про нас, будто мы бомжи, что постоянно кого-то «закладываем» милиции, хотя это не по правилам. И знаменитое побоище на Щелковском произошло по их вине. Они набросились на нас с арматурой и криками «Мы вас повесим!». Кому это понравится. Мы дали отпор. И понеслось. Как теперь это урегулировать, я не знаю. 15 июля у нас выезд в Москву на матч со «Спартаком», будем готовиться, чтобы нас там не перебили.
— Сколько у тебя выездов на счету?
— У меня 87-й. В этом году всего третий выезд. Был в Москве на матче с ЦСКА и в Новороссийске. В Тюмени я второй раз, первый был в 92-м году. Нормальный город,небольшой, не заблудишься. Только особняки с башнями около стадиона удивили. Тогда их не было. Забраться бы туда, набрать водки и посмотреть оттуда футбол.
«Спартачам» не понравилось в Амстердаме
Угрюмый парень Кирилл сидит в окружении многочисленных молодых людей, разодетых в красно-белые одежды, — это самая крупная выездная бригада из прибывавших в Тюмень в этом сезоне — фанаты «Спартака». 19-летний студент московского пединститута терпеливо отвечал на вопросы назойливого корреспондента:
— Мы приехали кто на чем, в основном на электричках. Билетов на плацкартные места не было, приходилось брать в купе. Сейчас идет подъем движения, поэтому много народу приехало. Настоящих фанатов человек 100-150, а во всем движении наберется тысячи четыре.
— Часто попадаете в переделки?
— Постоянно. Я удивился, что нас здесь не повязали. Мы сидели ночью, орали: «Спартак! Спартак!» — всем до фени. За час до игры троих взяли, продержали полчаса и отпустили.
— Как вы зарабатываете на такие дальние переезды?
— Часто удается проезжать бесплатно. Хотя я, например, иногда вагоны разгружаю, в общем, что подвернется. Стипендию мне уже не выдают.
— Какие у вас взаимоотношения с другими фанатами?
— Мы враждуем с ЦСКА.
— Ты был с командой в зарубежных выездах?
— Был в Амстердаме («Спартак» выиграл тогда у «Аякса» со счетом 3:1 — Прим. авт.). Нам не понравилось. Стадион в решетках, все огорожено стеклами. Потом нас полиция повинтила — мы дымовые шашки на поле кидали. Польша не понравилась: мы на бензоколонке по телеви-зоруЛигу чемпионов хотели посмотреть, давай каналы переключать — выскочил старый дед и стал на нас орать, полицию вызвал.
— Что для вас важнее: футбол или возможность доказать свое превосходство над врагами с помощью кулаков?
— А как вы думаете, если мы приехали сюда на матч, который длится полтора часа? У многих сейчас нет денег на обратную дорогу, в том числе и у меня — ни копейки. И мы едем. Мы любим свою команду, поэтому и едем.
***
фото: