X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Страна без мусора и без полицейских

Эта страна — Финляндия. Неделя, отведенная на ознакомление с Суоми, заканчивалась, и я спохватился: до сих пор не увидел ни одного «мента», т.е. полицейского. С грехом пополам присоединяя друг к другу английские слова, сказал Кристине и Сеппо, которым выпала роль моих «приемных родителей»: «Do you havn’t policmens?».

Мы сидели на очаровательной зеленой лужайке, смоченная недавним дождем трава бриллиантами сверкала на солнце, «папа и мама» с беспокойством глянули на меня. Мол, с чего бы это тебя потянуло знакомиться с полицией? Я кое-как объяснил, что день за днем то колеся по дорогам, то посещая массовые скопления людей, как, например, в аквапарке в Тампере, где буквально стояли машина на машине и человек на человеке, я не увидел ни одного человека с дубинкой и пистолетом, не говоря уже о короткоствольном автомате и бронетранспортере.

Сеппо выстрелил несколько фраз по-фински. Кристина ответила пулеметной очередью слов. Сеппо махнул в сторону машины. Eго 23-летний мерседес-универсал зашелестел шинами в сторону города, прокатился из одной пустой улицы в другую и застыл у полицейского участка.

Была суббота, вторая половина дня. По нашему,- начало событий. Однако в участке было тихо. Высокий и худой дядька в форме с нашивками сидел за стойкой, безо всякого пуленепробиваемого стекла, и откровенно скучал. Сеппо объяснил цель нашего появления». Финн флегматично кивнул. За его спиной прошел еще один полицейский. Точнее, одна — невысокая женщина-крепышка, у пояса мелодично побрякивали наручники. Я что-то пролепетал — о спокойствии в городе, которое позволяет им вот так тихо проводить субботу. Полицейский опять кивнул. Я протянул ему руку, которую он нехотя пожал и глянул на меня подозрительно. Видимо, в Финляндии у полицейских не принято «ручкаться» с незнакомыми.

Сеппо мне объяснил, что пеших патрулей в стране нет. Что полицейские либо передвигаются на машинах, либо ждут в участке. Зато если что случится, они сразу оказываются на месте…

За оставшиеся дни я еще раз видел полицейских. Они откатывали в сторону заглохшую и мешающую движению машину.

К слову сказать, я практически не видел и необходимости в полиции. Никто не бедокурил. Не нарушал спокойствия дорожного движения. Не подсекал и не угрожал жизни пешеходов. Пешеходы смирно стояли на перекрестках. А если кто-то из них оказывался на проезжей части — движение транспорта тотчас прекращалось.

Хотя движение очень интенсивное, самый распространенный знак ограничения скорости, который я видел, — 100 км в час.

И чего я не видел еще?

Не видел свалок, груд, куч и кучек мусора. Не видел обрывков бумаги у обочин. Не видел пластиковых бутылок. Не видел алюминиевых банок из-под пива и пустых коробок от сигарет, брошенных из автомобилей сильной рукой.

Мои вопросы «где мусор?» и «куда девается мусор» «папа и мама» не могли взять в толк. Ни на стройках, ни в лесу, ни в окрестностях магазинов, ни поблизости от стоящих среди леса домов — мусора я не обнаружил. Такое впечатление, что вся Финляндия, которую довелось увидеть, приготовилась к дню города (если там таковой празднуется). Дрова аккуратно сложены в поленницы. Автомобили припаркованы. Травка подстрижена и даже причесана.

Видимо, финны живут в полном единении с природой. Строят дома, не трогая деревьев. Неслышно живут на берегах озер. Место, где земля закругляется, оставляют круглым, а не выглаживают землю бульдозером до состояния сковородки. А цветущий шиповник на разделительных полосах автострад меня прямо убил…

Я оставил безуспешные розыски мусора и призывов бороться «за чистый город». Наверное, финские мэры находят какие-то другие способы вызывать у населения любовь к собственному дому? Или что-то другое мешает мэру Тюмени Степану Киричуку достучаться до наших сердец?

И подумалось: может, в следующий раз Степану Михайловичу надо баллотироваться в мэры какого-нибудь финского города?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта