Не сложилась это мечта
Архитектурная мысль билась в Тюмени всегда. Но новый импульс архитектура получила в 1960-х, после второго рождения города. Питомцы Свердловского политеха (а также Новосибирского строительного, Ленинградского архитектурного и некоторых других институтов) с удовольствием ехали в Тюмень, надеясь найти применение своим знаниям и таланту. В 70-80-е зодчие самозабвенно трудились. Рождались проекты интересные и не очень, индивидуальные и типовые -«привязанные» к местным условиям. Eсли бы хоть половина из этого была воплощена, нас бы окружал теперь прекрасный современный город. Но…
В годы застоя северяне всегда возмущались, дескать, Тюмень отнимает у них все, Увы, это были только фантазии обитателей полярных широт. Областной центр погрелся в теплых лучах топливного чуда, но не расцвел. Были тому веские причины. От золотой эры тюменской архитектуры остались чертежи, которые хранятся в архивах опустевших проектных институтов.
Давайте хоть немного вспомним некоторые из работ.
Наверное, самым легендарным проектом 70-х годов была гостиница «Геолог». Кому не известно: ее хотели возвести на углу улиц Республики и Первомайской, рядом с магазином «Океан». Бурные споры разгорелись еще до начала строительных работ. Некоторая часть горожан пыталась отстоять старый дом, стоявший на этом месте. Но дом исторической ценности не представлял и его все-таки снесли.
Второй проблемой стали пожарные. В столице нефти и газа 14 этажей строили впервые. У пожарных не было лестниц соответствующей длины. После жесткого противостояния сторговались — геологи обещали купить искомые лестницы. (А когда в конце 80-х у нас собирались строить первые 16-этажки, пожарные вновь противодействовали. Тем не менее высотки стоят, а машине длинными лестницами у нас нет до сих пор).
Первоначальный проект разработал архитектор Иосиф Гельштейн. Потом наступило затишье. В 1976 году Министерство геологии раскошелилось и дало добро на строительство. В институте «Гипротюменьгеология» спешно взялись обновлять проект. Команда разработчиков во главе с архитектором Малехом Зайнашевым дневала и ночевала над чертежами. Последнюю линию провели, когда на участке стали забивать первые сваи.
14-этажная гостиница обещала кардинально изменить восприятие всего района. Высотка «закрепляла» пространство и формировала перспективу улицы Первомайской. Гостиницу было бы видно от самого железнодорожного вокзала. Проект предусматривал использование самых современных материалов, Номера (около 300) планировали самые современные. А во дворе собирались разместить блок с рестораном,
Разработчики понимали, что площадка тесновата, могут возникнуть проблемы с транспортом, Но ни эту, ни другие проблемы решать не пришлось. Мингео дало отбой… В 80-е годы к идее с гостиницей вроде вернулись, Но проект уже устарел.
С гостиницами у нас всегда было туго, До постройки «Востока» найти номер было задачей почти неразрешимой, Какая-нибудь конференция, съезд — и в гостиницах проводили «зачистки», В начале 70-х появляется проект гостиницы «Тюмень». Отель хотели разместить неподалеку от моста в створе улицы Челюскинцев, рядом с гостиницей «Нефтяник». В те времена расположение — лучше не придумать. Центр, дорога (улица Челюскинцев была двухсторонней до самой реки).
Проект разработал институт «Тюменьгражданпроект». 10-этажное здание могло вдохнуть жизнь в чахлые кварталы старого города. 1100 номеров здорово поправили бы дела в гостиничном хозяйстве. Увы. Отель, как нетрудно догадаться по названию, заказал город. Конечно, у несчастного жилищно-коммунального управления не нашлось денег. Второй неразрешимой проблемой стал снос деревяшек.
В конце 70-х актеры драмтеатра надеялись справить новоселье. Институт «Гипротеатр» прислал типовой проект, а архитекторы «Тюменьгражданпроекта» переработали его. Предполагались целых два зрительных зала, необычное фойе. Планировалось строить из местных материалов.
Сначала появились претензии к месту. Театр задумали «посадить» на будущей площади 400-летия Тюмени. Пошли разговоры, что лучше бы оставить территорию под будущий детский городок. Думали-думали и нашли новую площадку — напротив прежнего здания театра. Eстественно, возник вопрос со сносом. Eстественно, его не решили.
В 1970-х родилась и великая идея «пробить» улицу Первомайскую до реки. Впрочем, как утверждает архитектор Валерий Анисимов, эта мысль крутилась в голове старых зодчих. Структура улиц старого города подсказывает, что Первомайская -естественное продолжение затюменской 2-й Луговой улицы . Мост в створе улицы Челюскинцев — по мнению Анисимова, выражение неточное и временное. Мост в створе Первомайской — вот как нужно.
Всего-то 220 метров отделяют Первомайскую от моста. Нужно ли объяснять, как облегчила бы жизнь горожан новая трасса. От железнодорожного вокзала в Зареку можно было бы ехать напрямую. Издержки на бензин уменьшились бы. В прежние времена любили подсчитывать эффект от внедрения рационализаторских идей, Кто возьмется подсчитать, сколько денег сэкономил бы тот же городской транспорт за 20-25 лет, если бы Первомайская все-таки была «пробита»?
На пути трассы встали 4 памятника архитектуры. Причем, говорят, один внесли в список в страшной спешке, Конечно, при большом желании эти памятники могли разобрать и построить где-нибудь вновь,
…Все-таки 70-е годы принесли архитекторам больше радостей, чем разочарований. В 80-е экономическая ситуация ухудшилась. Что не замедлило сказаться на архитектуре. Но об этом в следующий раз.
***
фото: Вот как выглядела на макете легендарная гостиница «Геолог»;Так должно было выглядеть здание мэрии. Проект середины 80-х годов