В поисках черной кошки
Первое обвинение в сатанизме прозвучало в XIV веке: французский король хотел заполучить золото тамплиеров и возвел на них напраслину. Бороться с таким обвинением было сложно — средневековье, мрачная пора…
Почти месяц назад в центральной газете появилась статья про секту тюменских сатанистов. Автор ее утверждает, что в секту входят участники сюжетно-ролевых игр, которые регулярно под прикрытием игры проводят черную мессу. Автор пугает: ритуал мессы, который пока только копируется, скоро может перерасти в настоящий, с настоящим жертвоприношением (человекоубийством); игра сопровождается пьянством и развратом; выйти из секты невозможно — все ритуалы снимаются на видео и фото, и эти материалы используются для шантажа… Весомость статье придают список мест учебы и работы «сектантов» (университеты, мэрия, радио, телевидение, газеты, общественно-политическое движение) и сноска: редакция благодарит РУ ФСБ за помощь в подготовке материала.
Но если ужасы, описанные автором, — правда, должно быть заведено уголовное дело на шантажистов и насильников. Где дело?
Дела нет. Потому что, говоря словами городского прокурора, «объективных данных нет».
Eсть только материалы ФСБ, которыми воспользовался для написания статьи ее автор. Жаль, работник ФСБ не дал мне посмотреть на материалы. Вместо этого он дал мне свое честное слово: написанное в статье соответствует действительности. Что ж, я не инквизитор, пытать его не стала.
Статьей оказались задеты многие люди: нынешние участники ролевых игр, бывшие, просто «неформалы», никогда не участвовавшие в играх, а также руководители упомянутых заведений, учреждений, организаций. На всех брошена тень подозрения. Но лишь герои статьи вправе привлечь автора и газету к суду за оскорбление и клевету.
Они, однако, в суд не обратились. Они проконсультировались у юристов и узнали, что, даже если иск будет принят, дело не выиграют. Поскольку в статье нет имен и фамилий, кроме имени и фамилии автора, — там только клички.
Клички, как объяснили мне ролевики, получены в игре. Допустим, Локи — персонаж скандинавской мифологии, Карнаш — неблагозвучное слово из языка народца, придуманного Толкиеном… Может, и глупо, что человек двадцати с лишним лет имеет кличку, может, эта кличка самому человеку не нравится — но ею пользуются, ее знает близкое и дальнее окружение. Eсли учесть, что Тюмень — город маленький, то кличка — такой же опознавательный знак, как имя и фамилия. А ведь кроме клички в статье указано еще место работы и учебы, и в совокупности данных достаточно, чтобы человека узнать. Я — узнала. Говорю же, Тюмень — город маленький.
История со статьей напомнила мне другую, десятилетней давности. Один местный писатель издал роман, отрицательные персонажи которого были похожи на известных в Тюмени людей. «Прототипы» возмутились, но им популярно объяснили: роман — художественный вымысел.
Как сказал герой той самой публикации: «Обос..ли — обтекай». Обтекать, конечно, неприятно. Неприятно, когда малознакомые люди заглядывают тебе в глаза и спрашивают: «Это все правда, что ли, что написано?». Неприятно ощущение, что ты «под колпаком» у ФСБ. Неприятно, что в тебе поселились страх и подозрительность.
Хотя есть, мне кажется, средство, которое поможет оскорбленным ролевикам возместить моральные потери. Надо провести сюжетно-ролевую игру «В поисках сатанистов» (или как хотите назовите): время — наши дни, место действия — Тюмень, персонажи — все заинтересованные лица. Сценарий для игры — история со статьей в центральной газете. Я умышленно не назвала здесь ни одной фамилии (кроме своей), чтобы все были на равных. Думаю, интересно будет придумать клички «заказчикам» статьи.
А направление для поиска «заказчиков» дает история с тамплиерами: там, где рисуют страшную рожу дьявола, ищи тупую мордашку золотого тельца.