X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Купец Текутьев и воздушный флот

Конструктор первого отечественного самолета «Жар-птица» (1882 г.) Александр Можайский последователей не имел. Поэтому первые аэропланы в российском небе были французскими -«Фарман», «Ньюпор» и «Блерио».

Одним из активных сторонников развития отечественной авиации стал великий князь Александр Михайлович. По его инициативе в Петербурге в 1908 году прошла первая авианеделя, а через два года возникло первое российское товарищество воздухоплавания Сергея Щетинина. Щетинин создал в Петербурге первый авиазавод (ныне завод, который выпускает истребители «МиГ»). Вскоре появились и другие авиационные заводы: «Дуке» в Москве и Русско-Балтийский вагонный завод в Петербурге, завод Анатра в Одессе.

Государственных финансовых средств на строительство аэропланов не хватало. В 1910 году был учрежден комитет по усилению воздушного флота на добровольные пожертвования россиян. Для граждан, оказавших услугу отечественному воздухоплаванию и авиации, были учреждены особые знаки «Орел с самолетом и Андреевским флагом». Знак из золота выдавался тем, кто внес взнос в сумме 500 рублей, а серебряный — за сторублевый взнос. Были изготовлены серебряные золоченые жетоны «самолет в венке» за пяти- и трехрублевые пожертвования. Сборы в фонд Особого комитета развернулись по всей стране.

5 июля 1910 года городской голова Тюмени Василий Копылов получил из столицы квитанционные книжки для горожан, внесших деньги для укрепления воздушного флота России. Первым получил серебряного орла с самолетом тюменский 1-й гильдии купец Андрей Текутьев. Известный тюменский меценат и благотворитель сдал в фонд воздушного флота России 102 рубля с полтиной.

Особый кулон с самолетом в венке на шейной цепочке был вручен единственной тюменской даме, неравнодушной к авиации. Eю оказалась купчиха Аграфена Решетникова, сделавшая взнос в сумме 3-х рублей.

Любопытно, что свидетельства о вручении знаков были подписаны человеком, в чью честь была названа одна из улиц Тюмени, — заместителем председателя Особого комитета по усилению воздушного флота России князем Борисом Голицыным. Улица Голицынская — ныне Первомайская — была проложена по его совету: «прямой першпект от вокзала до города».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта