Нелогичная мода
Мне не раз приходилось слышать, что мода перестала быть привлекательной. С этим можно согласиться, если иметь в виду ее самые смелые проекты, нацеленные на поиск новых выразительных средств. Таких, как деформированный крой, избыточность ассиметрии, смещенность традиционных узлов-застежек, вытачек, линии плеча, горловины и т.д. Эти элементы, еще год назад казавшиеся экстравагантными казусами, сегодня определяют стиль нового поколения одежды.
С самых престижных и авторитетных подиумов сходят идеи, совершенно не отвечающие нашим представлениям о практичном гардеробе: прозрачные юбки и юбки на кулиске по подолу, эластичные топы-тюбики, не имеющие ни рукавов, ни плеч, ни бретелей, бесформенные платья с декором из косо застроченных складок. Перечень «уродливых», с точки зрения обывателя, вещей может быть очень длинным и убедительным. Но нужно помнить, что эти вещи живут как бы в параллельном мире. Они существуют в сфере культового отношения к моде и не угрожают фатальными переменами традиционных форм одежды. Так, о вреде ношения корсетов впервые заговорили в конце восемнадцатого века, а избавляться от них начали лишь в конце девятнадцатого.
Eсли все же попытаться прокомментировать зарождающийся стиль, то первым пунктом неписаных правил будет уже не банальная ссылка на хороший вкус, а художественная интуиция. Как и сто лет назад, в эпоху модерна, когда художественная интуиция являлась единственным проводником идей, искушавших новой формулой красоты. Мы полюбили модерн за его страстный роман с линией. Зрительным выражением стиля конца двадцатого столетия снова становится линия, только на этот раз более жесткая, геометрическая и конструктивная. Eе проявления в одежде выглядят пока крайне радикально: край блузы неожиданно обрывается на полпути к юбке; горловина свитера одиноко зияет в безнадежном ожидании воротника; жакеты не имеют пуговиц, но перехвачены «случайными», плохо сочетающимися по стилю ремнями, прямые по силуэту платья выкраиваются по диагонали; молнии становятся чисто декоративным элементом — линия торжествует в конструктивной пластике кроя и декора, она — кульминационный центр любой композиции.
Обозреватели моды ищут художественные аналоги конструктивного минимализма в японском искусстве складывания из бумаги (оригами) и в технически обусловленной эстетике униформы. Несмотря на сухую, визуально антиженственную природу новых образов, они необъяснимо привлекают к себе чувственностью и даже греховностью. В них нет ничего ложного, манерного, но они слишком современны, чтобы казаться красивыми. Ведь красота — это уже обобщение. Мне кажется, что новая ориентация моды наиболее адекватно отражает характер современной женщины, сильной, независимой и свободной от иллюзий.
Язык конструктивного минимализма необходим нам сегодня, чтобы освободить гардероб от условных и в каком-то смысле уже «мертвых» вещей. Я прекрасно осознаю субъективный фактор моды в нашей жизни. Но все же присмотритесь к «странным» на ваш взгляд образцам стиля — за ними будущее.