Комментарий к заявлению
14 июля 1998 года в Москве прошло чрезвычайное собрание Союза российских городов, представителей союзов и ассоциаций муниципальных образований. Тот факт, что собранию был предан статус чрезвычайного, говорит сам за себя.
Поводом к чрезвычайному сбору послужило принятие 3 июля 1998 г. Государственной Думой во втором чтении Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации. Сам факт принятия кодексов можно только приветствовать, все заждались документов, устанавливающих правила игры для участников экономических и финансовых процессов на правовом поле России. Но, к сожалению, игра по этим правилам будет в одни ворота — в ворота местного самоуправления.
Анализ названных кодексов, а также пакетов федеральных законопроектов, подготовленных Правительством РФ, позволяет выявить принципиальные недостатки предлагаемой бюджетной и налоговой политики:
— Дальнейшая централизация доходов на федеральном уровне с передачей обязанностей по расходам на уровень местного самоуправления;
— отсутствие условий заинтересованности увеличения доходов местных бюджетов;
— фактическая ликвидация собственной доходной базы местного самоуправления;
— фактическая ликвидация самостоятельности местных бюджетов и передача управления доходами на уровень субъектов Федерации и т.п.
Следствием этой тенденции будут являться:
— ликвидация финансовой основы местного самоуправления;
— потеря органами местного самоуправления способности выполнять возложенные на них функции и полномочия;
— дискредитация местной власти, а также власти в целом перед населением;
— фактическая ликвидация местного самоуправления. Финансово-экономическое состояние муниципальных образований будет следующее:
— Собственные доходы (местные налоги, закрепление федеральных и региональных налогов по минимальным долям, неналоговые доходы) сокращаются с 72% до 42%. Это при минимальных долях: подоходного налога — не менее 50%; налога на прибыль — не менее 5%, НДС — не менее 10%. В противном случае, собственные доходы составят всего около 5% (!), что фактически означает передачу управления местными бюджетами на уровень субъектов Федерации.
— Местные налоги как финансовая основа местного самоуправления фактически ликвидируются. В предлагаемом варианте они дадут всего около 1% доходной части бюджета. Таким образом, происходит сокращение доли местных налогов в 14 раз (!) (с 14% до 1 %).
Выводы: заложенные в вышеозначенных проектах документов положения фактически ликвидируют местный уровень бюджетной системы Российской Федерации как таковой.
Представители органов власти городов России, союзов и ассоциаций муниципальных образований обращались в Правительство РФ, Государственную Думу, к своим депутатам с просьбой не допустить нарушений принципа Конституции РФ и международных норм в области местного самоуправления. Ими были предложены поправки, защищающие законные права местного самоуправления. Но, к великому сожалению, ни одна из этих поправок не была поддержана депутатами Государственной Думы (наши депутаты Райков Г.И. и Рожков В.Д. почему-то вообще не голосовали). Негативное отношение к этим поправкам сложилось и в Совете Федерации. В результате органы местного самоуправления России поставлены в положение просителей перед главами администраций областей, краев и республик.
Сложившаяся ситуация и послужила причиной экстренного созыва чрезвычайного собрания Союза российских городов.
По итогам собрания приняты следующие документы:
— обращение к Президенту РФ Б.Н. Eльцину как к гаранту Конституции РФ с просьбой назначить проведение внеочередного заседания Совета по местному самоуправлению в РФ в июле 1998 года для обсуждения и решения возникших проблем;
— заявление совместного собрания представителей союзов и ассоциаций муниципальных образований (текст опубликован в «ТК», № 87);
— обращение к политическим партиям и движениям, где выражена надежда на солидарные действия, направленные на восстановление прав местного самоуправления;
— обращение к муниципальным деятелям — депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления с предложением созвать не позднее сентября этого года Всероссийский съезд муниципальных образований РФ и сказать свое слово в защиту местного самоуправления.
Кроме этих документов на чрезвычайном собрании участники рассмотрели ряд предложений и рекомендаций о текущей деятельности органов местного самоуправления в сложившейся обстановке. Предложено рассмотреть возможность временного (на 1998-1999 годы) прямого подчинения муниципальных образований доноров федеральному Правительству, с делегированием ему бюджетных полномочий муниципальных образований. Данная мера, по мнению авторов, позволит в сложной экономической ситуации сосредоточить в одних руках необходимые рычаги управления. Это предложение вызвало множество споров, в отличие от других, принятых единогласно. В результате решили обсудить его на местах и дать свои заключения до 1 августа т.г.
Известно, что население ряда территориальных образований России является сегодня свидетелем, а иногда и потерпевшим, конфликта между губернатором и мэром областного центра. На собрании было высказано предложение о необходимости принятия нормативного акта, дающего мэру областного центра одновременно и статус первого вице-губернатора. Предложение нашло как сторонников, так и противников и было отложено.
В целом руководители муниципальных образований поняли, что сегодня им надеяться, кроме как на себя и на население, не на кого. Наступление на местное самоуправление разворачивается широким фронтом. Дискредитация местной власти осуществляется все большим числом федеральных и региональных органов государственной власти. Начав с тотальной приватизации доходной муниципальной собственности, пополнявшей местную казну, государство последовательно лишает местное самоуправление доходной части бюджета и активно увеличивает его расходы, «сбрасывая» на местный уровень всю социальную сферу приватизированных предприятий и перекладывая на муниципалитеты бремя плохо спланированной жилищно-коммунальной реформы.
Не последнюю роль в этом процессе играет Федеральное Собрание РФ. До настоящего времени местное самоуправление имело только одного явного противника в лице одной из палат Федерального Собрания — Совета Федерации. Сегодня к нему присоединилась и Государственная Дума. Практически ликвидируется такое понятие, как местные налоги, и 99% доходных источников передается на региональный и федеральный уровень. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, к чему это приведет уже при формировании бюджета 1999 года.
Ожидать иного отношения к местным проблемам от нынешнего состава Федерального Собрания бессмысленно.
В связи с этим, как констатировало чрезвычайное собрание, на повестку дня во весь рост встает необходимость начала политической работы в муниципальных образованиях и регионах по подготовке выборов в Государственную Думу 1999 года, выборов губернаторов и региональных депутатов.
Цель этой работы: наведение порядка в органах государственной власти и проведение в высший законодательный орган страны как можно большего числа активных сторонников местного самоуправления.
Думаем, и для тюменских избирателей главным критерием отбора кандидатов во все уровни власти станет их отношение к городу как к экономически самостоятельному и финансово независимому муниципальному образованию. Только понимание этого и совместные действия горожан, независимо от политических убеждений, позволят защитить основной принцип Конституции РФ — принцип народовластия.
Пресс-служба аппарата главы г. Тюмени