Летайте самолетами «Тюменских авиалиний» Больше нечем
Красиво жить не запретишь
«В нашей стране каждый гражданин имеет право на самоопределение», — бурчала моя соседка по комнате в общежитии всякий раз, когда утром ее будили на занятия, и накрывала голову подушкой. Времена изменились, но до сих пор каждый гражданин нашей страны имеет такое право. Только уже границы этого права зависят исключительно от финансовых возможностей гражданина. Поэтому сегодня моя бывшая соседка уже не может себе позволить дрыхнуть до обеда; с утра до ночи она работает, чтобы можно было жить, и жить, предпочтительно, хорошо. Чтобы можно было себе действительно позволить время от времени как следует самоопределиться. Например, съездить в отпуск.
В прошлом году все две недели моего отпуска на море шел дождь. Нынче мы решили действовать наверняка. Выбрали Кипр, поскольку читали, что там 350 солнечных дней в году, а дожди бывают только глубокой осенью, после сбора винограда. Выбрали агентство, заплатили деньги и стали считать дни до вылета.
За несколько дней до вылета нам преподнесли сюрприз. Оказалось, что «Тюменские авиалинии» требуют приобретать на ребенка взрослый билет. Это на нашего-то ребенка двух с половиной лет! Надо, сказали нам в агентстве, а то когда прошлый чартер отправляли, так «Тюменские авиалинии» доплату требовали в аэропорту, а не хочешь — оставайся дома.
Итак, три часа в обшарпанном, тесном и душном международном секторе аэропорта «Рощино» (таможенный досмотр, пограничный контроль, накопитель) — и мы почти у цели. В последний момент обнаружили, что на три билета нам дали два посадочных талона. Мы, конечно, тут же заявили о своих правах. Нам сказали, что всё будет улажено. И действительно, пассажира, претендовавшего на «наше» место, куда-то пересадили. Непонятно, правда, куда, поскольку свободных мест вроде не было (представители туристических агентств, провожавшие своих клиентов в аэропорту, распространили информацию, что на рейс продано несколько лишних билетов. Говорят, таким способом авиакомпании страхуют себя от неполной загрузки).
«Тюменские авиалинии» в нашем случае даже перестраховались. Совместили два чартера, и лететь на Кипр нам предстояло через Родос.
Однако в середине полета стюардесса вдруг сообщила: «Пристегните привязные ремни, через несколько минут наш самолет совершит вынужденную посадку в аэропорту города Адлер». Стало не по себе, потому что наша «крылатая машина» (с позволения сказать) была довольно старенькой и облезлой, и даже кресла были настолько продавлены многочасовым сидением целых поколений пассажиров, что просто не было никакой возможности принять удобную позу. Правда, пройдя по салону, бортпроводница успокоила граждан, сказав, что самолет садится только на дозаправку.
Пока самолет заправляли, пассажиров из самолета не выпускали, и от духоты и нечего делать они предавались мрачным мыслям, что дозаправка потребовалась из-за перегруза самолета.
стати, о грузе. Когда мы толклись в рощинском накопителе, бравые парни вдруг внесли в зал два чемодана: «Чьи?» Один чемодан был порван, и его хозяин, непечатно поминая, кажется, все наземные службы тюменского аэропорта, был вынужден взять багаж в салон, у другого чемодана оторвалась бирка с номером, и его владельцу тоже предлагалось забрать чемоданчик с собой и держать его, видимо, на коленях все шесть часов перелета. А взамен хозяин чемодана должен был вернуть корешок багажной квитанции. У мужчины оказалось три корешка, поскольку он сдавал в багаж не одно, а три места. Какой корешок отдавать? И как потом получать оставшиеся сумки, если корешки перепутаются? К счастью, пассажир оказался крепким орешком и постоял за себя. Он сказал бравым парням примерно следующее: «Я сдал вам багаж, вот мои квитанции. На месте я потребую выдачи моих чемоданов согласно этим квитанциям. Остальное — ваши проблемы». Как ни врали бравые парни, что, мол, весь багаж уже загружен в самолет и места там больше нет (последнюю телегу повезли позднее на наших глазах), пассажир стоял на своем. Бравым парням пришлось уступить.
Взлет и снова посадка, теперь уже на Родосе. Снова томительное ожидание, затем перебранка с вновь прибывшими пассажирами (наш рейс забрал тюменских туристов, уже отдохнувших свои две недели на Родосе): полные сил «родосцы» требовали от изможденных и сонных пассажиров нашего ТУ-1546 каких-то свободных мест…
В общем, на самом деле мы добирались до Кипра не пять, не шесть, а девять с половиной часов, не считая трехчасового ожидания в тюменском аэропорту перед вылетом. «За это время можно было в Штаты улететь», — острили пассажиры.
Правда, кормили хорошо. Но об этом мы узнали только на обратном пути. Потому что на обратном пути кормили намного хуже. Зато летели в два раза быстрее и без посадок. Но все равно не обошлось без скандала. Поскольку первыми в самолет сели транзитные пассажиры (те, что возвращались в Тюмень с Родоса), то теперь нам было предложено сесть на свободные места. Это, правда, возмутило одну даму, которая потребовала, чтобы ей освободили место, которое было указано в посадочном талоне. По-человечески даму можно было понять: нелегко путешествовать с компанией из пяти человек, среди которых четверо-дети. Конечно, им хотелось сидеть рядом. Конечно, они имели на это полное право.
Другие пассажиры (у них, кстати, тоже были дети) вставать с занятых мест не хотели, потому что стюардесса русским языком сказала; садиться на свободные места. Решили, однако, в драку не лезть, а дождаться стюардессу — она разрешит конфликт. Пришла стюардесса и — что бы вы думали, оно сказало, это лицо компании «Тюменские авиалинии», обращаясь к строптивой даме с семейством? — «Садитесь на свободные места или стойте в проходе, я ради вас не буду пересаживать весь салон». «Какой колхоз!» — только и смогла сказать дама.
Действительно, колхоз. Дама наверняка дала себе зарок, что услугами «Тюменских авиалиний» больше пользоваться не будет и другим не посоветует. Я тоже хотела бы дать себе зарок. Но другой авиакомпании, осуществляющей международные перевозки, у нас нет. Вспоминаю, как возопили все, когда на горизонте возникла московская компания, пожелавшая войти в число акционеров «Тюменских авиалиний»! Сделка не состоялась. А как поступили с «Уральскими авиалиниями», которые сунулись было в наше небо? Говорят, в «Рощино» им заломили такие тарифы, что они сами отказались. Так что летайте «Тюменскими авиалиниями»
— других просто нет.
Ради справедливости скажу, г что, несмотря на высокую степень изношенности самолетного парка и громадную задолженность «Тюменских авиалиний» перед бюджетами, кажется, всех уровней, долетели мы благополучно. Живы и здоровы. Летчики на «Тюменских авиалиниях», видимо, классные работают.
***
P.S. Кстати, на Кипре было хорошо. Но об этом — в другой раз.