Частника лови! Пусть платит
За автомобильных «леваков», похоже, взялась городская администрация. Неделю назад вышло распоряжение «Об упорядочении перевозок пассажиров легковым автотранспортом в г. Тюмени».
Отчего сомнения? Председатель вновь созданной комиссии по упорядочению Николай Романов, зам. главы города, узнал о новом назначении из «Тюменского курьера». Аналогичная история случилась и с другим членом комиссии — Федором Бабусенко (заместитель начальника тюменского отделения Российской транспортной инспекции). Третий — директор департамента транспорта и связи Сергей Каранкевич — в отпуске.
В аппаратных делах разобраться нелегко. Возможно, документ подготовили давно, и теперь он вдруг вынырнул из бумажных недр. Да, в общем, дело не в этом.
Затея, конечно, благая. Желающих заработать десятку-другую среди автолюбителей уйма. А вот желающих делиться с бюджетом — буквально единицы. По данным транспортной инспекции, лицензии на извоз имеет около… полусотни владельцев легковушек.
Разумеется, 50 законопослушных чудаков с трудом конкурируют с автопиратами. Судите сами. Лицензия стоит около 500 рублей и дается на 3 года. Каждый год надо покупать талон, три раза по триста — еще 900 рублей. Ну и, соответственно, отчитываться о доходах перед налоговой. И все это ради шашечки на дверях и фонаря под стеклом? Нужна ли шоферу эта красота? Похоже, не нужна.
По словам упомянутого выше Федора Бабусенко, наличие лицензий на извоз проверяет всего один инспектор-. Да и он занимается почти исключительно частными автобусами.
Поймать беспатентного «таксиста» за руку очень трудно. Допустим, посадил он пассажира. Тормозят, а он заявляет — это сидит мой друг. И попробуй докажи обратное (пассажиру, как правило, не нужны лишние проблемы). Правда, в Петербурге, говорит Бабусенко, устраивали успешные облавы на лжетаксистов; Но там участвовали целые команды, включая сотрудников ГАИ. Кстати, штраф за нарушение составляет 5 минимальных зарплат.
Проблема налицо. Справится ли с ней комиссия? Николай Романов сказал, что особое внимание надо уделить аэропорту. Конечно, Тюмень не Москва, но и у нас приезжего могут «кинуть».
Однако кое-что в распоряжении настораживает. В функции комиссии, например, входит «определять потребное количество автомобилей для удовлетворения спроса в городе». Определить, конечно, можно. Для этого существует проверенная временем методика — составлена в 1981 году. Эту методу использовали когда-то руководители советских таксопарков. Но сейчас… В наши рыночные времена определять спрос — бред какой-то. По мнению главного юриста мэрии Владимира Смирнова, данный пункт распоряжения может быть опротестован прокуратурой и антимонопольным управлением.
Антимонопольщиков наверняка заинтересует и то, что в состав комиссии включен директор таксопарка Александр Eв-пак. По крайней мере, Федор Бабусенко был очень удивлен этим фактом. Вообще, заместитель начальника транспортной инспекции скептически отнесся к распоряжению «об упорядочении».
Конечно, навести порядок среди неизвестного, но явно большого числа автоизвозчиков — очень бы хотелось. Но верить в успех предприятия мешают некоторые спорные пункты в документе и само его «таинственное» появление на свет. Боюсь, что он может оказаться кстати одному лишь таксопарку. Попугает его конкурентов.
Хотя… «левак», он и есть «левак».