Возвращение в Ливерпуль
Когда встречаешься с творческой личностью, то уже заранее настраиваешься на то, что будет какая-то свежая струя, новый, неожиданный ракурс привычных вещей и понятий. И сегодняшняя встреча, вас не разочарует: Артур Струков, солист легендарной группы «Культурная революция» («КультРев»), которая стояла у истоков тюменского рок-движения, возвратился в Тюмень и поделился своими последними мыслями и планами с читателями «ЗиЦ»:
— Не был почти 10 лет в Тюмени и, приехав, удивляюсь, насколько это музыкальный город. Сидим вечерами под грибками -знакомимся, и каждый второй -музыкант. Все это напоминает Ливерпуль 60-х. Повальное совершенно увлечение музыкой. Я надеюсь, что здесь это явление количественно перейдет в качество и даст сильные команды.
Я за эти годы перестал чувствовать себя музыкантом. Занимался чем угодно, только не музыкой. Из Тюмени уехал по простой причине: никто ничего не делал, только пили. Здесь потому так много пьют, что благодать большая, а люди слабы. Когда благодать большая, то трудно работать, и она разливается по тусовкам. В Москве так не пьют. Там даже не хочется. Много всего прочего.
Был период, когда я вообще перестал слушать музыку. Сначала переключился на классическую — Прокофьев, Григ. Потом только церковные песнопения слушал, сам в храмах пел. Потом вообще ничего. Сейчас я понял, что предпочед бы заниматься музыкой. Я созрел. Появилась аппаратура, без которой мы раньше бились горбом об стенку.
В последнее время стал включать московские круглосуточные радио и удивился, что за 10 лет могло столько всего развиться, но нет того, что хотел бы слушать. Хотя поражает качество записи, игры, клипов.
Для меня ситуация сейчас такая же, как в начале 80-х: только западную музыку могу слушать. Мирослав Немиров (автор некоторых текстов «КультРева». — Р.С.) тогда сказал, что надо сделать по принципу «если ничего не можешь читать, напиши сам».
Тогда я ловил по Би-Би-Си музыку, которая называлась «новая волна». Мы в ней пытались найти свою струю: слышим близкое — о это вот струя. Мы панковатые были, уловили эстетику нарочитого примитивизма. Главная идея — простейшими средствами передать всю полифонию жизни и музыки. Большая часть народа этого не принимает, но sapienti sat (умный поймет).
И сегодня для меня совершенно такая же ситуация: возник интерес к музыке, а на русском языке послушать особо некого. Поразил саунд «Мумий Тролля». Но мяукающий голос и интонации Лагутенко, их приблатненные тексты покоробили. Явление «МТ» спровоцировало меня делать то, что я хочу. Нравятся «Маша и медведи». Заметьте: и те, и другие — не москвичи. Самое прикольное, что в Москве могли сделать, — это «Отпетые мошенники». Московский рок я могу охарактеризовать цитатой из «культревольской» песни «Анархия»: «Я не люблю позеров и эстетов, их Идеал — гомосексуализм».
Можно добавить, что никто за последние 10 лет в России не научился играть веселое, светлое регги. Был в свое время «Комитет охраны тепла», но их лидер Олби — это мрачное, обнаркоманенное существо с исходящими из него сатаническими флюидами. Идея регги — радость жизни — главное для меня. Именно этого я не могу найти в существующей жизни.
P.S. Недавно позвонил Ромыч (бывший лидер тюменской группы «Инструкция по выживанию») и позвал на службу (в церковь). А я ему: «Я в будние дни работаю, хожу в храм по воскресеньям». Он с напряженными нотками в голосе пригрозил: «Артурыч, ты зря возвращаешься к старому, это все сатанизм, ты просто потеряешь благодать». Но я ничего сатанинского в этом не вижу. Я просто работаю — делаю музыку.
***
фото: