Помолчим о неприятном
Вчера весь народ Соединенных Штатов Америки с большим интересом следил за политикой. Американцев волновало: признает ли Билл Клинтон факт интимных отношений с Моникой Левински или нет?
Интерес американцев понятен. Eсли бы такое случилось у нас, мы бы тоже с удовольствием пообсуждали бы эту актуальную проблему. (Недавно я читала и такую версию: если бы Борис Николаевич решился на адюльтер, то россияне только обрадовались бы, что наш президент настолько бодр и здоров).
Впрочем, россияне вчера тоже прилипали к экранам своих телевизоров (а также к динамикам радиоприемников). Россиян тоже интересовала информация о событиях в верхах, вот только интерес был отнюдь не праздный, а самый что ни на есть насущный: что будет? Как жить? И наконец, жить или не жить?
«Девальвация» — это слово было у всех на устах. Конечно, президент накануне обещал, что никакой девальвации не будет. И Кириенко обещал. И Дубинин обещал. Чем больше было обещаний, тем больше крепла уверенность в народе, что рубль неизбежно обесценится.
И вот вчера. Сперва поступила информация о реструктуризации внутреннего долга (государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа). Затем — об установлении нового валютного коридора (до 9,5 рубля за один доллар). Специалисты сразу поняли: рубль пал. Народ это тоже почувствовал и бросился покупать валюту. Курс продажи наличных долларов в Тюмени вырос с 6,5 до 7,1 рубля за штуку. Но купить доллары все равно было нельзя: обменные пункты, истощив запасы американской валюты, закрылись к полудню. Но даже вечером можно было наблюдать, как народ с чемоданчиками в руках спешит к обменникам… Говорят, в Челябинске курс продажи вчера достиг фантастической высоты — 12 рублей за доллар.
Не работали и некоторые магазины — по техническим причинам (покупатели заподозрили, что были закрыты на переоценку товаров. Накануне Государственный таможенный комитет принял решение об увеличении на 3 процента импортной пошлины на ввозимые в страну товары. Эта мера, по замыслу, направлена на поддержку отечественного производителя и стабилизацию рубля. И мы, бедные, должны тут понимающе кивнуть. И с этим пониманием ходить в магазин за покупками).
Заместитель начальника ГУ ЦБ по Тюменской области Сергей Попов сказал, что никакой официальной информации пока не поступало и никаких разъяснений — тоже. Сергей Аркадьевич считает, что оснований для паники нет и что совсем не факт, что доллар рванет до верхней границы коридора. Ситуация под контролем, сказал Попов, хотя не исключены спекулятивные попытки сыграть на росте курса доллара. И еще он добавил, что не советовал бы горожанам осаждать обменники: все равно запасы валюты в них быстро кончатся. Во всяком случае сам Попов, включив телевизор в два часа дня, «не побежал в обменный пункт». Голос у заместителя начальника ГУ ЦБ был спокойный, поговорить с ним было очень приятно. Он мягко попросил не подогревать панические настроения.
С удовольствием. Нам и самим не хочется. Знаете, нам гораздо приятнее писать о ремонте теплотрасс, о строительстве новых школ, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей. К сожалению, не всегда получается.
Опять нас с вами заставляют думать о политике. Вникать в планы правительства по преодолению кризиса. Напрягать мозги в попытках составить собственный макроэкономический прогноз: как жить дальше. И всё это вместо того, чтобы спокойно работать, смотреть «Санта-Барбару», заниматься домашним консервированием или праздно обсуждать интимную жизнь американского президента.
***
фото: Банкомат на вопросы не отвечает…