Адские водители
Однажды мой польский друг, хвастаясь только что приобретенным «опелем», спросил: «Хочешь попробовать?».
Я хотел. И мы поменялись местами. Как раз здесь обычное шоссе было прямым и очень широким — как мне сказали, раньше использовалось в качестве запасной посадочной полосы для советских истребителей, что дислоцировались неподалеку, в Легнице.
Был февраль, мокрая, скользкая европейская зима. Я включил скорость и привычно «прижал железку».,.
Когда все кончилось и мы опять поменялись местами, Адам спросил осторожно: «Ты не очень быстро ехал? Погода…». «Нет, — беспечно откликнулся я. — У нас в такую слякоть все так ездят…». И вправду, я не один такой.
В последнее время стал замечать, что едва на Тюмень опустятся сумерки, как водителями словно овладевает какое-то сумасшествие. Резко увеличиваются скорости. Машины несутся навстречу друг другу, едва не цепляясь бортами. Они нетерпеливо сигналят, едва кто-то снижает скорость. Подрезают, подсекают, слепят фарами, мчатся, мчатся, мчатся, словно торопятся на свидание с самим чертом. Даже в таких опасных местах, как кривой мост у бывшей «Стрелы»,тесная горловина Московского тракта у ПОГАТа, круг Мельникайте-50 лет Октября…
Ты едешь и чувствуешь, как общее упоение, бешеный поток, дьявольский ритм движения затягивают тебя, словно в омут. Ты летишь, и никто не знает, чем завершится этот бег.
Бесы — сколько нас, куда нас гонят? А из темноты все новые и новые фары, водителей не видно, будто бы не люди, а сами машины устраивают эту безумную гонку… Темнота тому причиной? Отсутствие автоинспекции? Атавистическая жажда скорости, которую невозможно утолить днем? Не знаю. Я боюсь этой гонки и не могу от нее удержаться.
Дорогое, между прочим, удовольствие. На днях в одном автосервисе я увидел «дэу-эсперо»: смятый в гармошку капот сполз назад, ножки-колеса покосились, дверки удивленно хлопали… Директор центра повел в ту сторону глазами и сказал: «Ремонт тысяч на 35». «Треть стоимости новой машины», — сосчитал я.
Между тем ночное бешенство не проходит днем. Машины толпятся на тротуарах, вынуждая пеших граждан выходить на проезжую часть. Вот на снимке вы видите кусочек машинного царства — на перекрестке улиц Республики и Минской. Там целое скопище транспортных контор. Вероятно, поэтому пешему человеку уже не находится места?
Eще одна картинка. Городской двор, дождливый день. Вкатывает «девятка» и становится на тротуаре, занимая его целиком. Интересуюсь у хозяина — благообразного господина в сером костюме: полагает ли он, что жители дома при таком раскладе должны шлепать по грязи. Господин сердится. То ли потому, что ему предстоит опять садиться в машину и долго парковаться, а там, в проезде, тесно и грязно. То ли потому, что я что-то ему сказал. Я его понимаю: таким себе ты кажешься порой значительным, а вдруг кто-то тебе даст понять твою подлинную цену.
И еще подробность. В связи с первым сентября власти попросили нас какое-то время поездить с включенными фарами. Чтоб отвыкшие от города детишки не попадали под колеса. Ну и сколько из нас на эту просьбу отозвалось? По моим подсчетам — процентов двадцать, не более. А вот в Тобольске, где я был намедни, так каждый второй.
Конечно, я такой, как все. И я не восторгаюсь, ежели за спиной у меня вдруг раздастся медный милицейский голос и потребует уступить дорогу. Или из кустов вылезет мужик в форме и с радаром и начнет уличать меня в превышении скорости, нарушении рядности, невнимании к разметке на асфальте. Неприятно, конечно. Но выходов всего два. Или — иметь автоинспектора внутри себя. Или выделить на каждого водителя по милиционеру. Eсли, конечно, нельзя выдать водительским женам удостоверения инспекторов ДПС или хотя бы корочки дружинников.
***
фото: