Лев Лещенко: «Моей публике уже за тридцать»
Шоу-программа Владимира Винокура и Льва Лещенко «Вовчик & Левчик» с успехом прошла в Концертном зале имени Гуляева. В прошлом номере наши читатели познакомились с Владимиром Винокуром.
Сегодня интервью со Львом Лещенко
Фраза в заголовке, сказанная как бы между прочим, не намек на собственный возраст, а скорее оценка сегодняшней концертной деятельности певца. Сам Лев Лещенко все тот же — вне возраста. Полон достоинства, говорит не спеша, коротко, но философски отвечая на вопросы журналистов.
…Гимн Советского Союза, исполненный в возрасте четырех лет, гонорар — пряники и конфеты… Помните?
— Это было первое выступление, и я очень хорошо его помню. Детство наше было достаточно тяжелым, поэтому оно так сфокусировалось и отпечаталось отдельными эпизодами. Был и такой. Я жил среди военных, идейно-патриотически воспитывался, хотя иного и не было, и в школе так.
…В ГИТИС — в гимнастерке?
— Да, я дважды поступал в ГИТИС после школы, потом ушел в армию, и только с третьего раза получилось. Меня на полгода раньше отпустили из армии. Командир, а служил я в ансамбле песни и пляски, оставлял на сверхсрочную. Сказал, что тебе в Москве делать, я дам тебе триста пятьдесят марок (дело было в Германии —E.М.), будешь у меня как сыр в масле кататься. Но я все-таки решил попытать счастья. Eсли поступаю — остаюсь в Москве, нет — возвращаюсь в армию.
…И стали артистом оперетты?
— Я думаю, что все-таки самое лучшее образование для артиста синтетического жанра — это ГИТИС. Преподавание вокала в полном объеме, примерно столько же часов, что и в консерватории. Вокальные ансамбли, концертмейстерские уроки — очень хорошая школа. Актерское мастерство — столько же часов, что и в любом театральном вузе. Плюс балет, танец, общеобразовательные дисциплины: изобразительное искусство, история театра, музыки. Я счастлив, что прошел все это, и никакая академическая школа не дала бы мне такого эстетического и интеллектуального развития.
…Шестой раз в нашем городе. Отношение зрителя к вам не изменилось?
— Честно говоря, то, что сейчас мы видим, — не показатель. Один концерт можно собрать. Но раньше мы приезжали на 10-15 концертов. И народ шел. Может, потому что билеты дешевые были. И не было такого разнообразия по телевидению: концертов, шоу-программ, видеопродукции.
К примеру, в Соединенных Штатах практически нет концертной деятельности. Человек делает тур, выпускает пластинку и «бомбит». Наверное, это справедливо. Хотя, с другой стороны, я вижу гораздо больше публики, которой это нравится… То ли трудно вытащить народ из дома, то ли нет денег, то ли наша публика — это люди за 30. Я и сам иногда думаю: ну приедет какой-нибудь известный исполнитель, ехать? Дождь, непогода. А, посмотрю по видео! То есть уже такая старческая лень. Раньше пел живьем по три-четыре концерта. Больной и поешь. Аппаратура плохая, все гремит, грохочет. А публика сидит и слушает. А сейчас? Уже и качество звука, и мастерство, и голос… Но паровоз немножко отъехал. …Как Вам Тюмень?
— Как все города периферийные. Трудно, конечно, оценить состояние города. Экономический и духовный потенциал, безусловно, высокий. Но что касается какого-то комфорта, то он пока отстает от столичного, естественно. А периферийного образа мыслей уже давно не существует, у вас та же информация, что и у меня, а может быть, и больше. Но я все же нахожу, что город достаточно изменился. Сегодня побывал на молочной ферме. Свозили наши газпромовские друзья. Потрясающе. Индустрия чувствуется. Тюмень — трамплин для всего Севера: и продукты питания, и промышленные товары. Ключевой город нефтяников и газовиков.
…Что растет на вашем дачном участке?
— У меня всего десять соток земли, четыре занимает большой дом. На шести я выращиваю практически все: помидоры, огурцы, лук, -чеснок, морковь, сельдерей, петрушку, любисток, малину, клубнику, крыжовник, черную и красную смородину. Это все посадила теща, она — фокусник такой сельскохозяйственный. Сорок девять культуру нее на огороде. У меня тоже была дача рядом, но меня Винокур переманил. У нас сейчас американский такой городок: участки, озеро, лес вокруг. Там живут Маша Распутина, Игорь Николаев и Наташа Королева, Это Вова всех перетащил. Анжелика Варум достраивает свой дом, достаточно симпатичный. Мы там кучкуемся. У Винокура на даче работают дочь и жена. Жена у него — в тысячу лошадиных сил. Как возьмет косилку…
…А сено для кого заготавливаете?
— Нам подарили двух лошадей, а мне лично — корову, где-то в Подмосковье. Они так и живут в колхозе номы оставили за собой право получить их потом. Может, сподобимся, будет ферма какая-нибудь, пара лошадей. Хотя у нас рядом колхоз, в котором все это есть, может, туда животных определим. Вообще, я мечтаю, чтобы была пара лошадей, но для этого надо похудеть. Особенно Владимиру, конечно. Не залезет на лошадь.
…А у вас дома есть животные?
— У меня собака два месяца назад умерла. Серебристый пудель. Четырнадцать с половиной лет. Это, конечно, беда. Просто трагедия. Моя жена до сих пор плачет-плачет.
…Старая мечта — иметь три-четыре автомобиля — осуществилась?
— Четырех нет. Три. Старые два «мерседеса» и «ауди». Я — автолюбитель. Для меня машина — это все. Покупаю, перекупаю, доплачиваю, меняю постоянно. Самая стабильная, конечно, — «мерседес». У нас, к сожалению, плохие дороги. А хотелось бы иметь что-нибудь типа «феррари». Гонятьнаней.
…Спортом занимаетесь?
— Играю в большой теннис. Вот у Винокура закончится ремонт, приступим к строительству корта. У него площадь позволяет.
…Ваше отношение к комсомолу?
— Самое потрясающее. Это было образом нашей жизни, наших мыслей. Это наша жизнь, наша история. Да, был комсомол, да, был Ленин, да, был Сталин. Вопрос в оценке. Невозможно умолчать, затереть, аннулировать или негативно использовать. Eсли говорить честно, все ностальгируют по тому времени, но никто не хочет туда возвращаться. А ведь основа нашей жизни заложена предыдущими поколениями — нашими отцами и матерями. Вы можете себе представить, что можно было бы сейчас построить Атоммаш, КамАЗ, ВАЗ, БАМ? Нужно делать скидку, понимать, какой ценой это достигнуто. Работали за идею. Разве можно их осуждать? Надо сказать спасибо, что мы совсем не загнулись, выстояли. Спасибо за идею. И будем мы жить нормально. Я и не сомневаюсь. Года через три-четыре Россия поднимется. Eсли наладится производство, произойдет какая-то смена в правительстве. Правда, политики мало что решают. Это процессы объективные. Развитие того или иного общества — это философия, объективная истина. Как в любой семье, в которой есть бюджет. Сначала собираешь ребенку на платье, потом мужу на костюм, потом — на ботиночки. Постепенно. Ниоткуда это не может взяться. Нужно время и терпение, чтобы следующее поколение жило лучше. Честно говоря, мы намного лучше живем, чем в послевоенные годы. Мы же за буханкой хлеба стояли в очереди, я видел мандарин один раз в году — в подарке на празднике. Вы не помните? А я прекрасно помню.
На концерт, к сожалению, я не попала. Но знаю, в Тюмени был аншлаг.
***
фото: