X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На пути к человеку культуры

Сегодня предлагаю нашим читателям «протокол» одного заседания. Официально — педагогического совета школы N 14.

Зачем? Чтобы люди знали, что здесь собираются в новом учебном году нормально и с пользой работать — и ради себя, и ради детей. И хотя кругом трясет, хватает трудных проблем, директор Светлана Дубонос с коллегами серьезно проанализировали итоги прошлого года, размышляли над перспективой.

А российская школа опять реформируется. Но, мягко говоря, странно. Московская пресса пишет, что ее «уценяют в три раза» (собираются повысить недельную нагрузку учителя с 18 до 24 часов, снять доплату за классное руководство и проверку тетрадей). Пишут про 12-летний срок обучения, требование Минобороны вернуть в школу начальную военную подготовку. И хотя Закон РФ «Об образовании» никто не отменял, предельную норму числа школьников в классе — 25 — поднимают до 30. И это, и другое называется реформой…

Но положение обязывает, и предстартовый педсовет в школе N 14 обозначили как «школа накануне реформы». Скрасили официоз своим «горем от ума» — эпиграфом из Владимира Высоцкого: «А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса».

Учителей приветствовали питомцы. Потом представили новых коллег — 4-х вчерашних студентов и 6 опытных мастеров. Нет, это не текучка в 14-й. Места освободились по причине декретных отпусков и переездов. Было и чествование преподавателя начальных классов Зои Новиковой — ей недавно присвоили почетное звание заслуженного учителя РФ.

Перешли к дискуссии. Светлана Дубонос начала свой обзор, напомнив коллегам, что наша школа за послевоенное время пережила 7 реформ. Новые «правила» диктовали сверху, и под диктовку шла работа. «Сейчас мы свободны», и теперь самим учителям приходится думать и осмыслять собственное устроение учебно-воспитательного процесса. Модель нового школьного года предложила завуч Вера Жукова. В основе — развитие и саморазвитие ученика.

Пока школу N 14 минуют остросоциальные проблемы, агрессия девиантного (отклоняющегося) поведения учеников, резкие последствия социального расслоения общества, наркотики, юная преступность. «У нас даже хулиган — культурный», — пошутила директор.

В планах — развитие способностей и интеллекта детей, психологические практикумы, стимулирование познавательных интересов питомцев. Без хорошей духовно-эмоциональной насыщенности речевой деятельности ребят не будет нормальной учебы и общения в школе. А приходят ученики слаборазвитыми в этой сфере, и курс на особое внимание к детской речи в 14-й взят правильно. Про что красноречиво говорят итоги окружного (Калининский АО Тюмени) и городского тестирования. По блоку «умение читать и писать» с заданиями хорошо справилось свыше 91 процента выпускников начальных классов. Выше общегородских показатели в среднем и старшем звене. Только педсовет не забыл и про минусы в учебном деле и досконально «распутывал» их.

Химик Ирина Маляренко расширяет, к примеру, свои учебные горизонты до контактов с географией, историей, русским языком. Так получается свой «интеграл», обогащающий ум и юную душу межпредметными связями. Ищут сами, ибо обещанный закон об образовательном стандарте «гуляет» в коридорах власти. Правда, Минобразования расщедрилось на подзаконные акты. Спустило в школы базисный учебный план с обязательным минимумом содержания начального (1-Зкл.) и основного общего образования (4-9 кл.). Очень «демократично» предложены инварианты учебного плана, где сокращены часы на многие предметы.

Предлог без дураков. Исходя из санитарно-гигиенических и психофизиологических норм учебной деятельности наших детей, допустим, пятикласснику положен 31 час занятий в неделю, в 8-9-х — 35, в 10-11 -36. Теперь на литературу в 5-7 классах дали всего 2 часа. Но московские чины не отвечают на главный вопрос с мест — как этот минимум будет соотноситься с уровнем знаний школьников, как выполнить и педагогам, и детям положенную программу?

Купил своей девятикласснице учебник по биологии человека. Заглянул, ужаснулся. Язык — скулы сводит, информационная нагрузка «перекочевала» из медицинской энциклопедии. Зачем юному уму с гуманитарным уклоном эти монбланы терминов, разрезы тканей с под ровным перечислением слоев и составов? Нет, болтовня о гуманитаризации нашего образования продолжается, но все боятся порочить священных коров из естественно-математического цикла. Тогда бы и хватило учебных часов на реальную гуманизацию школьного образования.

Но вернемся к хорошему в школе N 14. Заместитель директора по воспитательной работе Светлана Курлович вопреки нынешним модам настаивает на единстве учебного и воспитательного процесса. Традиции давно наработанной системы будут продолжены. Главная задача нового года — содействовать формированию юного человека культуры. Из новинок — «Пушкинский календарь», конкурсы рисунков и литературное самотворчество питомцев на пушкинские темы.

Затронуло собрание и региональный, компонент учебного плана. Увы, сокращение часов не позволяет сделать краеведение отдельным предметом. Решили «распылить» его по урокам литературы и истории, географии и естествознания. Полностью оставили только «Экологическую культуру» в 5-6 классах.

Переживания снял психолог, предложив тренинги для коллектива, дабы избежать привычных стрессов в начале учебного года. Пресс-центр под руководством библиотекаря Татьяны Шестерниной всласть поюморил над серьезными школьными проблемами. Методист Тюменского госуниверситета Ирина Смирнова прокомментировала базисный план.

Получили на педсовете слово и гости — проректор тюменского областного государственного института развития регионального образования Ада Китайгородская, ведущий специалист городского управления образованием Зинаида Коржавина. Ада Борисовна сказала, как смотрятся в регионе очередные реформаторские начинания, отметила высокий творческий и аналитический уровень интересного обсуждения в школе N 14. 3.Коржавина, поддержав коллегу, выделила системность и перспективу начинаний этого коллектива.

Кстати, в 14-й даже лучше со здоровьем питомцев. Общероссийский уровень — увы! — всего лишь 20 процентов здоровых ребят, здесь — свыше 30. Практически все выпускники уходят из школ с личными медицинскими проблемами. Тут 4 процента остаются здоровыми. Плохо, конечно, мало. Но хоть какой-то свет брезжит.

В этом сборе, казалось бы, в просто средней школе — без лицейско-гимназических приставок — более всего привлекли творческий дух учителей и профессиональное отношение к делу. К педсовету были подготовлены специальные сравнительные таблицы социально-экономического и культурного состояния России в школьном зеркале и его преломление в конкретной жизнедеятельности 14-й школы. Привожу лишь несколько картин. В других местах библиотеки умирают или работают плохо. Здесь ребята охотно идут в свой читальный зал с огромным круглым столом, за которым и возникает поле умного общения. Eсть своя видеотека, недавно убрали переборки и получили малый актовый зал для камерных встреч и вечеров.

Возьмем технологическую сторону обеспечения учебно-воспитательного процесса. В России учителям предлагается свыше 50 новых технологий. Школы берутся за все, много спешки, формализма. В 14-й понимают, что не стоит гнаться за модой. Здесь осмысляют подходящие технологии и берут из других концептуальные идеи.

В завершение нашего «протокола» — суть вступительного слова ветерана, заслуженного учителя РФ Валентины Челыш-киной. 33-й раз родная 14-я начинает новый учебный год. И опять все — педагоги и питомцы — словно рождаются заново. С желанием продолжать свои традиции и творить новые. Так живей и легче переносить реальные сложности текущего дня, не только выживать, но и на своем месте приумножать главный капитал Тюмени — ее юношество.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта