X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Каждый за себя

Страна тренируется в красноречии. Тетенька-продавец в магазине, выключив радиоприемник, не выдержала и сказала громко: «Ну надо же, какой у нас президент… (определение — E.Г.). Привел этих… (определение по национальному признаку — E.Г.) Немцова и Кириенко. Вот они страну и обворовали». Покупатели обернулись и сочувственно покивали головами. Кто-то посочувствовал стране, кто-то тетеньке, кто-то президенту. Тетенька, увидев перед собой благодарную аудиторию, распалилась и стала громко надеяться на Черномырдина — мол, он Тюменскую область-то любит, не даст пропасть в финансовом кризисе и падении цен на нефть.

Вот и многие политики регионального уровня рассуждают примерно так же, как эта магазинная тетенька. Ну, правда, другими словами. В частности, заменяют слова «Тюменская область» на «Оренбургская область», «Омская область», «Свердловская область»… Виктор Черномырдин за шесть лет своего предыдущего правления сумел наладить хорошие отношения с регионами. На мой взгляд, потому что он очень умело всем обещал. Не могу забыть фотокарточки, которые показывал мне директор одного из предприятий, где побывал премьер-министр Виктор Степанович. Не фотокарточки, а вещдоки: «Виктор Степанович в каске обещает свою помощь». (Конечно, гораздо приятнее, когда тебе обещают, но не выполняют обещание, чем когда тебе цинично говорят «нет», как это делали министры Сергея Кириенко, приучая регионы жить по средствам).

Eдва было объявлено о назначении Черномырдина и.о. премьер-министра, как руководители регионов полетели в Москву — полагаю, присягать на верность. Главное, что интересует губернаторов — это деньги, трансферты. Подозреваю, что многие столько так же смыслят в экономике, как и их рядовые избиратели. Губернатору главное — чтобы денег было побольше: чтобы можно было бы дать врачам, учителям, шахтерам; потом поддержать промышленность и сельское хозяйство; напоследок позаботиться о встрече третьего тысячелетия — и еще чтобы осталось на свои, на властные нужды. Конечно, очередность целей может быть другой, но смысл остается прежним — нужно очень много денег и всем.

А если нет такого количества денег — надо их напечатать.

Вряд ли руководители регионов тревожатся о том, что эти деньги не будут иметь цены, что в магазинах снова будут пустые прилавки и очереди к ним — зато они сами будут чисты перед избирателями и никакие невыплаты зарплаты не помешают смело баллотироваться на новый срок. А о проблемах макроэкономики пусть думают те, кому это положено по долгу службы.

Конечно, губернаторы тоже люди. Такие же люди, как шахтеры, перекрывающие железнодорожные пути, как бастующие авиадиспетчеры, как голодающие в знак протеста работники станций скорой помощи. Им тоже плевать на глобальные процессы, происходящие в стране. Да и любой из нас будет рассуждать именно так: мне не интересно знать, почему всё происходит именно так, я не хочу входить в чье-то положение, мне надо, чтобы мне было хорошо — именно мне, именно здесь и сейчас. Ну а дальше по убывающей: чтобы хорошо было моим близким… друзьям… чтобы дети и внуки имели право на образование… чтобы вокруг были улыбающиеся лица…

Так рассуждаем мы, так рассуждают чиновники, так рассуждают самые главные чиновники из всех чиновников — и, как видим, в этих рассуждениях нет ничего противоестественного или противоречащего Конституции и даже Декларации о правах человека.

Но остается непонятным: если каждый думает за себя, то кто должен подумать обо всех? Мишель Камдессю, что ли? Или… Ой, не могу произнести..: Господи, если ты есть, позаботься о нас, грешных. Вразуми нас. Или хотя бы помоги материально.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта