Не время сейчас
Прошлая неделя была трудной. Очень трудной. Всю неделю мы вновь привыкали к мысли, что нам, возможно, придется туго. И воскресным вечером, уже привыкшие к этой мысли, мы расслабились и вздохнули с облегчением: да, неделя была трудной, но она закончилась. Не тут-то было. Не закончилась она.
Столичные аналитики всю прошлую неделю кормили нас вариантами возможных сценариев дальнейшего развития событий в России. Что предрекали? Незначительные «кадровые кровопускания» в правительстве и введение в его состав Чубайса, а то и Гайдара. Говорили: сейчас нужна сильная рука, способная на чрезвычайные меры. Только чрезвычайные меры и могут спасти экономику и Россию от банкротства. Призывали народ потерпеть и пережить. Предсказывали даже роспуск Государственной Думы — в случае, если депутаты не поддержат чрезвычайные действия правительства по спасению российской экономики (а именно таких — жестких — действий и ожидали). Предполагалось, что «переводить финансовый кризис в правительственный сегодня не надо никому» и что коней на переправе не меняют, а посему отставка правительства -не самое своевременное мероприятие.
И все ошиблись. Вернувшийся из пятинедельного отпуска Eльцин в очередной раз доказал свои способности управлять страной. В каковые, кстати, уже мало кто верил. Кстати, столь длительный отпуск, может, и повлиял благотворно на здоровье и самочувствие главы государства, но только не на рост его популярности: чего стоит, скажем, его высказывание, что ситуация в стране не настолько серьезна, чтобы президенту прерывать отпуск. Практически все средства массовой информации прошлись насчет ельцинской рыбалки: Борис Николаевич ухитрился пожаловаться корреспондентам, что «рыба плохо ловится, уклейка только» — и это в то время, когда финансовый рынок уже начало лихорадить. Зато каким простым, понятным и человечным выглядел наш президент на Валдае! (Почти как Билл Клинтон, открывший миру страницу своей интимной жизни). Наконец отдохнувший и, наверное, посвежевший (по телевизору, правда, этого не видно) Борис Eльцин возвращается в строй и в воскресенье вечером обнародует указ об отставке правительства.
Ну, наверное, правительство действительно было не очень способное. Хотя очевидно, что правительство Кириенко все свои проблемы получило в наследство от правительства Черномырдина. И что за несколько месяцев работы не успело не то что наломать дров, но даже расхлебать чужую кашу. Сегодня удивляет не только сам факт отставки (кстати, вчера по телевизору лидеры партий, руководители думских фракций и регионов дружно заявляли, что ожидали этой отставки и даже совещались по поводу вероятной замены), сколько кандидатура нового премьера — точнее, нового старого премьера Виктора Черномырдина.
А теперь наш черед ломать голову: почему? Зачем? И чем руководствовался президент?
Всего каких-то пять месяцев прошло с момента отставки Черномырдина. Это тоже был сильный ельцинский ход, давший пищу для ума тех россиян, которым еще немного интересна политика, а самим политикам -повод лишний раз покрасоваться перед телекамерами и поразить соотечественников своим компетентным мнением: мол, о Черномырдине пора забыть, как политик он полный ноль. Или наоборот.
Хорошо, что мы еще не успели забыть Черномырдина. Теперь нам не надо вспоминать. Хотя, возможно, было бы лучше забыть. А иначе трудно понять, почему Черномырдин, вчера не справившийся с обязанностями премьера, сегодня оказывается способным разобраться в сложнейшей ситуации и принять решение, скажем, по реструктуризации ГКО…
Понять трудно, потому что никто не потрудился объяснить. Потому что из внятного прозвучало только: выбор пал на Черномырдина, потому что Черномырдин и после отставки остался верен Eльцину, в том смысле, что ничего плохого про Eльцина не говорил и книгу никакую не написал. Сильный аргумент, что и говорить. Конечно, такой человек нам нужен. Ну конечно, Черномырдина знают в мире. Он имеет авторитет в российских регионах… А жителям этих регионов (особенно тех, где высока задолженность по зарплате) на кадровые перестановки в правительстве наплевать. Кириенко, Черномырдин — какая разница, когда есть хочется? Об этом они так прямо и сказали вчера по «ящику».
Так может, забастовать и не смотреть новости? Объявить мораторий на информацию о работе всех ветвей власти. Для политиков-то ведь нож острый потеря к ним интереса. Интересно, что они будут делать в полной безвестности.
А то ведь совсем с нами, избирателями, считаться перестали. Сообщили об отставке правительства в воскресенье вечером! Это, значит, чтобы простой труженик, лягши в постель после ежевечернего просмотра телепередач, не о каких-то там плотских утехах думал, а задумался о судьбе страны. «Уйди, противный, не время сейчас: Отечество в опасности!..»