Наши театры не любят местное время
В старой России (до 1917 г.) репертуарные театры были лишь в столицах и в нескольких крупных и богатых городах. Что значило иметь постоянные труппы и солидную афишу с десятком спектаклей на ближайший месяц на любой вкус. Как и сейчас в Америке и Eвропе, тогда в российской провинции работали театры со сборными составами — где на сезон, где на две-три пьесы, чьи постановки собирали залы, давали сборы. И сегодня в мире больше всего театров с актерами, играющими одну модную вещь до тех пор, пока сцена окупается.
В советскую эпоху все театры стали репертуарными, с постоянными составами. Опека их соответствующими инстанциями варьировалась в разные годы и при разных генсеках, но при всем контроле репертуарных планов талантливые режиссеры всегда находили возможность самовыразиться, найти и поставить свою полюбившуюся вещь. И все они признавали необходимость держать в репертуаре два-три спектакля на темы местной истории и жизни. Писали пьесы местные драматурги, иногда зазывались в творческие командировки именитые авторы из столиц. Чаще получались «верхоглядки», но были и удачи, которые «переселялись» и на столичную сцену. Завзятые театралы, конечно же, вспомнят «Иркутскую историю», «Сам-по» (по мотивам эпосафинно-угорских народов), свердловскую «Малахитовую шкатулку».
Более того, на традиционных творческих отчетах в столицах именно местные пьесы пожинали лавры. Так, наш драмтеатр в 70-е гг. был отмечен за постановку народной сибирской драмы Зота Тоболкина. Ставились у нас и пьесы Константина Лагунова, Станислава Мальцева.
Пришли иные времена, изменилась театральная эстетика, осужден идеологический диктат над репертуаром, выбросили за борт и социальный заказ. Расслабляйтесь, господа, получайте удовольствие, развлекайтесь. Зачем нам злоба дня, реальные характеры и противоречия текущего бытия. Театр -игра, желательно повеселей и покруче. Но ведь театры худо-бедно в основном остались государственными, в договорах с новыми властями есть слова и о высокой духовности и культуре. Теперь творческую практику наши театры на тюменской земле выстраивают сами. Да и бюджет их не балует, приходится много «крутиться» самим, поэтому зритель в основном получает «незаказные блюда».
Я ни в коем случае никого не хочу обидеть, задеть, навязать свое мнение. То, что показывают наши мастера, достойно и понимания, и уважения. Но живем-то мы вместе на этой конкретной земле, в это конкретное время, полное таких неожиданных сюжетов и приключений, которые давно ждут света рампы.
Последний раз местные мотивы заинтересовали тюменские театры два года назад (а «наши» постановки исчезли из репертуара 12 лет тому). Удивительно, но это был акционерный «Ангажемент», поставивший в кукольном варианте «Конька-Горбунка». Вскоре театр попал в очередную черную финансовую полосу, и спектакль быстро сошел со сцены.
Дольше всех держатся тоболяки, но там возникли свои проблемы, ушел главный режиссер, который к тому же — профессиональный драматург.
Мне говорят — не пойдет зритель на местную вещь, время изменилось. Э-э, лукавим-с… В России начинается бум постановок на региональном материале. К морской «родной» теме повернулся Калининградский театр, «Пушкина в Михайловском» поставили псковичи, волжскую историю поднимают в Ярославле, Самаре, Саратове…
Да и у нас показателен успех летней премьеры под названием «Кадриль», хотя в первоначальном виде она была «прибайкальской». Но постановщик сместил акценты в «нашу» сторону. Все эти трагикомические события могли произойти и в Ишиме, и в Тобольске, и на окраинах Тюмени. Причем события связаны с нашим нынешним переходным состоянием -в поисках рыночного благополучия.
Мне говорят — нет в Тюмени драматургов, а то, что предлагают, — сыровато и малопривлекательно. Не совсем так, «Слой» Виктора Строгальщикова просто переполнен диалогами. Конечно, губернатору Леониду Рокецкому в силу занятости трудно найти время, чтобы сыграть самого себя. А вот популярные редакторы тюменских газет (по алфавиту!) Юрий Бакулин, Рафаэль Гольдберг, Виктор Горбачев, исходя из моей богатой режиссерской практики, ансамбля на сцене не испортили бы. Шутка!
Сплошь диалогична последняя сенсационная повесть Татьяны Молдановой «Касания цивилизаций» — о современной трагедии обь-угорских народов. Вполне получилась бы инсценировка по роману Константина Лагунова «Отрицание отрицания». Куда уж острее и современней. Недавно по поручению областного комитета по культуре я рецензировал рукопись народной драмы тоболяка Вячеслава Сафронова под названием «Жила». Хватает в ней всякой сельской небывальщины, фантастических и мифологических неожиданностей, но все они лишь высвечивают главный нерв пьесы — после крушения жизни на селе, его вымирания в советское время, рынок пока действует куда жестче и безжалостней.
В далеком уже 1980 г. я поставил в юношеском театре при клубе знаменитого Ген Саныча Нечаева свою инсценировку по повести Eремея Айпина «В тени старого кедра». Ребята выступали на всероссийском школьном смотре в «Орленке» и попали в десятку лучших коллективов. Притяжение местного спектакля, конечно, рожденного удачным союзом тюменского автора и режиссера, никуда не исчезло. Перемены в России, ясное дело, сказываются, но только посмотреть на себя со стороны очень интересно и полезно при любых режимах. Разумеется , если драматург вдохновлялся хотя бы примером гоголевского «Ревизора». А до начала нового театрального сезона осталось совсем немного. И просьбу многих наших читателей-театралов (посмотреть в наших театрах местную вещь) не грех бы да и уважить.