Мода без предрассудков
Сегодня мода — явление уникальное. Невозможно оставаться просто потребителем, нужно стать знатоком и тонким ценителем. Мода нагружена не только знаками профессионального мастерства, но прежде всего идеями интеллектуальной игры. Новые образы имеют жесткую пластику, геометрический крой и ломаный силуэт. Базовые модели упростились настолько, что обзавелись терминологией канцелярского уровня: платья-карандаши», блузки — «тюбики», юбки — «конверты», пальто в стиле «рабочих халатов». Концепция красоты уступила место идее универсальности одежды.
Стилистически новая мода вызрела из минимализма, в котором нет ничего, кроме необходимой функциональности: строгие деловые формы спокойных расцветок с мужским характером деталей. Структура этого стиля почти не предполагает развития. Именно поэтому мужской гардероб в основных своих чертах совсем не имеет динамики. Женская же ветвь андрогинности, потоптавшись на месте, нашла выход в эклектике крайностей. Например, в мужском пальто типа «тренчкот», надетом поверх воздушного кринолина. Или в меховом манто, трансформированном до состояния корректного жилета.
Дизайнеры нового поколения пытаются объединить два взаимоисключающих принципа создания одежды — практичность и элитарность. Так, свитер обретает значимость роскошной одежды, если выполнен из шелка и кашемира. А шлепанцы на плоской подошве, вышедшие из мастерских с мировым именем (например, «Гермес» или «Луи Вуиттон»), сразу обретают статус самой стильной обуви сезона.
Основной эстетической чертой гардероба становится изысканная универсальность. На бытовом уровне мы уже давно упразднили все внешние проявления разницы между днем и вечером, домом и улицей, между возрастными и даже сезонными границами. Поэтому у дизайнеров появилась возможность проектировать одежду в новом условном пространстве, где значимость вещей тем ценнее, чем меньше у них протокольных ограничений — что и когда можно надеть. Поэтому совершенно закономерно появление таких «бессмысленных» вещей, как мохеровое платье-свитер без рукавов или безрукавое платье на стеганой подкладке, пальто без застежки или осенние ботинки, сшитые из шерсти и твида. Из новых силуэтов как бы изъята логика. На самом же деле это закономерная уступка современному вкусу, которому удобнее проявлять себя вне всякой условности и предрассудков.
Сегодня мода почти не оставила ловушек для проявления безвкусицы, позволив нам самим определять меру. Пожалуй, это и есть самая характерная черта стиля, завершающего очередное столетие в истории развития одежды.
***
фото: