Конкурс антикризисных идей
Вадим Бондарь и Юрий Коростелев, товарищи по партии «Демвыбор России», пришли в редакцию, чтобы поделиться своей антикризисной программой. Они подвергли жесткой критике аналогичные наработки своих коллег из обеих ветвей власти (см. публикацию в прошлом номере). По мнению Бондаря (а Коростелев с ним полностью солидарен), единственно верное средство в условиях финансового кризиса — это усиление контроля за расходованием средств.
Чтобы согласиться с Бондарем, можно спроецировать финансовый кризис на собственный карман. Что вы делаете, когда до получки еще неделя, а в кошельке всего 10 рэ? Вы начинаете экономить, и это правильно. (Правда, не все так поступают. До сих пор не могу забыть, как моя сокурсница в день стипендии купила в подземном переходе четырехтомник пушкинского «Современника» — шикарное репринтное издание, и стоило оно 40 рублей. И стипендия была 40 рублей. Потом весь месяц жила за счет соседей по общежитию, которые ее добровольно подкармливали). Впрочем, клинические случаи рассматривать вряд ли стоит.
Ситуация с городскими финансами усугубляется тем, что никто сейчас не может точно сказать, какова кредиторская задолженность бюджета Тюмени. Называют суммы — от 30 до 100 процентов годового бюджета. Как в таком случае планировать расходы, непонятно. Значит, надо разобраться и с этим.
На первый-второй-третий рассчитайсь!
Как меньше тратить? Просто урезать расходы — это не всегда эффективно. Например, тридцатипроцентное сокращение управленческого аппарата. Юрий Коростелев говорит: «Я чиновник, и я поддерживаю идею сокращения. Более того, я уже давно подготовил проект сокращения собственного департамента, причем гораздо более радикальный, чем от меня сейчас требуют». Сокращение -не метод, нужна реструктуризация, говорит Коростелев (а Бондарь согласно кивает). Возможно, настал тот момент, когда стоит упразднить округа (больше укрепив городскую администрацию): ведь это не только позволит сэкономить на зарплате чиновников, но и освободит прекрасные офисные здания, которые можно будет сдать в аренду, служебный транспорт, не говоря уже об экономии на услугах связи, энергоснабжения и коммунального хозяйства.
Сокращения надо было проводить раньше, говорит Бондарь, когда бюджет только утверждался и уже тогда было понятно, что «всем не хватит». Сам Бондарь об этом и тогда говорил (читатели, наверное, помнят наши думские репортажи). За сокращенных чиновников волноваться не надо, говорит Бондарь (или Коростелев? Они постоянно перебивают друг друга). Они сумеют устроиться в жизни. Ведь они тоже хорошие специалисты (в мэрию плохих не берут, было сказано).
Отсюда Бондарь приходит к интересному умозаключению. Он говорит: зачем тратить бюджетные средства на людей, которые в состоянии обеспечить себя сами — например, сделать собственный бизнес? Пусть останутся только те, кто действительно необходим городу…
Бюджет надо освободить от всех нерациональных трат. Здесь Вадим Бондарь вновь вспомнил про хоккейный клуб «Рубин», содержание которого ежегодно обходится бюджету в круглую сумму… Впрочем, мы же договаривались клинические случаи не рассматривать.
Борьба с пережитками социализма
Eдинственная расходная статья, которую стоить увеличить — это адресные социальные дотации. При том, что армия «социально незащищенных» и без того достаточно сильна, Бондарь считает возможным еще больше увеличить ее за счет работников чахлых предприятий. Он говорит, что дешевле распустить завод и платить его сотрудникам пособия, чем тратить бюджетные средства на поддержание неэффективного производства. Кроме того, освободившиеся от надежд на будущее своего предприятия работники смогут быстрее наладить новую жизнь. Зато для полноценных предприятий-налогоплательщиков надо создать режим наибольшего благоприятствования.
Вадима Бондаря удивляет поведение городских властей по отношению к муниципальным предприятиям. Независимо от формы собственности предприятие должно приносить прибыль, и хозяин (в данном случае — муниципалитет) имеет право владеть этой прибылью. Или хотя бы гарантированной частью этой прибыли. «Наш же город до сих пор живет в социализме», — поясняют Бондарь и Коростелев.
Кембридж становится ближе
Как пример неэффективного расходования бюджетных средств депутат привел траты на высшее образование. Муниципалитет содержит около двухсот студентов, подавляющее большинство которых учится в ТГУ и, по данным Бондаря, происходит из вполне обеспеченных семей. Предположим, они действительно очень способные, честно прошли по конкурсу и получили право занять эти бесплатные места. В то же время к депутату Бондарю обращался юноша — «ну круглый отличник», — который вынужден платить за свое обучение в вузе, а ему нечем. Бондарь считает, что схема распределения муниципальных стипендий должна быть принципиально иной. Возможно, нужна городская конкурсная комиссия, которая будет проверять знания претендентов и их благосостояние(например, по справке о среднедушевом доходе на каждого члена семьи), и в соответствии с этим распределять средства по вузам (в зависимости от того, куда и по какой специальности желает поступать малообеспеченный, но талантливый тюменец). В таком случае вступительные экзамены в вузах нужны не будут. «За деньги вузы кого хочешь обучат», — сказал Бондарь.
Но, конечно, самое главное условие благополучного выхода из финансового кризиса -это политическая стабильность.