X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Время собирать камни и время их дарить

Eкатеринбуржец Владимир Пелепенко, обладатель одного из трех крупнейших в мире собраний самоцветов, подарил тюменскому музею геологии, нефти и газа, а значит и городу Тюмени, уникальную коллекцию — около ста камней.

Справка. Владимир Пелепенко родился в 1935 году в Тюмени, окончил среднюю школу N 9, спортивную школу, учился в аэроклубе. В 1954 году призван в армию, служил в военно-воздушных силах Тихоокеанского флота, стал трехкратным чемпионом по боксу в своем роде войск. В 1962 году закончил Уральский политехнический институт с дипломом инженера-электрика. Ныне -директор минералогического центра «Недра» в Eкатеринбурге. Владимир Пелепенко подарил тюменскому музею геологии, нефти и газа красивейшую коллекцию самоцветов.

— Наверное, по натуре я — собиратель. Все равно что-то собирал бы. Не камни, так этикетки от спичечных коробков. Но мне повезло, познакомился с ребятами, талантливыми геологами. Один раз съездили на «закопушку», я нашел малюсенький зелененький камешек — изумруд. С этого и началось. Сегодня не осталось коллекционеров -все свои камни распродали. А раньше были тысячи. Я начал собирать в 70-м году, а через три года был первым в Свердловске. Из тысяч — лучшим. А1 сегодня у меня третья коллекция в мире по количеству, по качеству.

В собрании Пелепенко есть и камни из-за рубежа.

— Уругвайские агаты и очень хороший образец бразильского аметиста я выменял у парня во Владивостоке. В 1987 году меня первого из коллекционеров «выпустили» на выставку камней в Мюнхен в Германию с небольшой коллекцией в 160 образцов. Там все буквально обалдели, и я неделю был первым человеком в Мюнхене. Теперь я туда езжу каждый год. Был в Греции. Погрузил на свою машину камни и поехал. Грамотный специалист-американец дал такое описание моих образцов, что к ним приставили полицию.

Однажды оставил коллекцию на год в Мюнхене, она без меня путешествовала по Америке, по Eвропе. Там ценят камни, они являются предметом купли-продажи.

Владимир Алексеевич подробно рассказывает, как готовят для выставки камни, как специально оставляют куски породы в качестве подставки для очищенного кристалла. У любителей такой кристалл кальцита по стоимости равен кристаллу изумруда. В Eвропе камни — это и бизнес большой, и большой интерес. Он говорит о любви к камням и добавляет, что сегодня даже в Eкатеринбурге, давней столице самоцветов, пропал к ним интерес. А сам Пелепенко выглядит раритетом со своей коллекцией в 10 тысяч экземпляров.

— 10 тысяч экземпляров — это еще не все. У меня только родонита 70 тонн. Такого нет нигде. Мелких образцов, которые не входят в коллекцию, еще с десяток тысяч. Сейчас у меня есть небольшое камнерезное производство. Сделали письменный прибор из малахита, стоит у Eльцина на столе.

Коллекция, которую Владимир Пелепенко передал Тюмени, — дорогой дар. Можно себе представить, как он расставался с камнями. Однако наш гость вовсе не печалится.

— Это мой город. На Текутьевском кладбище похоронены мои деды. Мой подарок — это дань родине. И если бы в Тюмени дали помещение для музея, я б с удовольствием отдал всю коллекцию.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта