Тюменский драматический театр против смутного времени
Недавно в Тюменском государственном театре драмы и комедии прошло два организационно-творческих собрания перед открытием нового, 141-го театрального сезона. Начались репетиции очередной премьеры — спектакля по одной из великих пьес XX в. Это — «Мамаша Кураж» Бертольда Брехта, которую репетирует главный режиссер театра Алексей Ларичев. Выбор материала не случаен, текущий год объявлен ЮНEСКО «годом Брехта» — к 150-летию гениального драматурга.
Наш мастер прочитал текст по-своему, прекрасно зная традицию постановок, что будут сравнивать, спорить. Ларичев верит в замысел и в наших актеров. Основания есть, и очень весомые: «Эквус» в его постановке снят на пленку одним из столичных телеканалов, монтаж закончен и — будем надеяться в этот очередной российский переполох на лучшее! — готов для показа в очень престижной номинации «Лучшие российские спектакли конца XX века».
Брехтом собираются начинать новый сезон — в конце октября — начале ноября с.г. В нем режиссер увидел столкновение двух эстетик. Одна — остро социальная, антивоенная. Вторая — боль и тяжесть сострадания гибнущим общечеловеческим ценностям. Война убивает не просто солдат, она вымывает из жизни целые поколения, уничтожая в нас глубинную сущность жизни — веру в нее. Войны, насильственный передел текущего образа жизни лишь ожесточают людей, делают нас всех несчастными.
Театр не стоит на месте. Директор Владимир Коревицкий делает все возможное и много невозможного, чтобы, как обычно, пригласить тюменцев на праздник открытия. Ведь театр способен морально и духовно поддержать людей в любые трудные времена. Eму снова помогает Лариса Гордиенко, вернувшаяся в театр на должность заместителя директора по работе со зрителем. И она уже поработала. Ларичев говорит, что к одной из премьер Гордиенко «нашла половину» спектакля — вся эта материально-техническая часть, которая достается сегодня ох как не просто.
Театр рассчитывает на 5-6 новых постановок. Ожидают пьесу известного мастера из Петербурга Александра Гетмана («Театр на Литейном»). Она связана с мотивами гениальной пушкинской «Пиковой дамы» (не забывайте про 200-летие Пушкина в 1999 г.). Энергетический клубок Гетмана уже завораживал зрителей духовной тайнописью в инсценировке по Владимиру Набокову («Король, дама, валет»). Возможно, мы в Тюмени попутешествуем за пределы классического пушкинского текста. История старой графини потечет вспять, в ее годы, проведенные в Париже. Неожиданные открытия ожидают нас и при встрече с Германом. Страсть и рок, холодный расчет обыграют героя, а выигрыш обернется не только несчастьем, но и крушением личности.
Задумана постановка и для детей. Пока под условным названием «Жила-была сыроежка». Да-да — из жизни грибов. Эта философско-символическая сказка написана человеком, чья творческая жизнь пересекалась с нашим театром. А все эти лесные интриги, иерархические конфликты в грибном «царстве» (кстати, хорошо известные микологам — специалистам по грибам) очень напоминают наши человеческие страсти — мордасти.
В планах — шикарная дюррен-маттовская «Авария», хит Пристли «Он пришел», очень подходящая к нашим теперешним будням драматургическая версия Нины Садур «Брат Чичиков» по бессмертным гоголевским «Мертвым душам».
Особых изменений в труппе нет. Eе пополнила вернувшаяся из Израиля семейная пара Ирина Тутулова и Семен Фуксман. Опытные мастера в свое время закончили «аркадьевский курс» в Тюменском училище искусств. Ларичев рад тому состоянию, в котором он застал актеров. Они, по его мнению, очень выросли духовно. Достойно ведут себя в эти сложные дни, проходя, как и все, социальную адаптацию к неприятным переменам в жизни. Все понимают ситуацию и готовы работать.
Ларичевский молодняк — экспериментальный актерский курс театра и нашего института искусств и культуры — на месте и при деле. Ребята летом ездили в Москву, смотрели столичные спектакли и даже пытались поступить в тамошние театральные вузы. Но это — особая тема.
Кстати, на собраниях труппы было объявлено о пересмотре системы рабочих контрактов с актерами. Теперь они будут получать деньги за реальную работу. Те, кто занят в репертуаре, станут зарабатывать отдельно и за репетиции. Незанятые актеры всегда могут использовать свой шанс, а при простое им гарантируется положенное государственное обеспечение.
Выполняя просьбу многих читателей «Курьера», я, конечно же, не мог не спросить Ларичева о судьбе Анатолия Бузинского. Режиссер повторил известную высокую оценку актерского потенциала заслуженного артиста РФ, но проблема возвращения в театр зависит только от него самого.
Поговорили мы и о тургеневском «Нахлебнике», поставленном Ларичевым в прошлом сезоне. Внимание к нему растет и уже достигло столиц. Сначала спектакль воспринимали на фоне многочисленных «нахлебников», прошедших волной по российским театрам. По инерции и тюменскую версию видели как обреченный на поражение конфликт униженных и оскорбленных с сильными мира сего. В Тюмени спектакль повернули в сторону защиты нравственной связи разных поколений. Нельзя хаять то, что было. Унижение прошлого не принесет счастья в будущем. Вот почему известный московский критик Ирина Мягкова рассматривает тюменскую версию как творческую победу наших мастеров.
Прощаясь, мы не могли не заговорить о тревоге текущих дней. Ларичев особо отметил, что он только что вернулся из отпуска. Был в Поволжье, в Татарстане. Видел панику, толпы, сметавшие самые простые товары с магазинных полок. Тюмень вернула ему спокойствие, добавила уверенности. В такие трудные времена надо нам всем понять, что надо доверять нашим городским и областным властям. Видеть и то, как они удерживают обстановку, стремятся сдержать напор черных волн. «Наши горожане, — говорит Ларичев, — даже из магазина выходят как люди. Не Дергаясь, не паникуя. Они продолжают жить, надеяться. Хотя прекрасно понимают происходящее». В достоинстве жить в трудное время видит свое место среди нас тюменский театр.