Мы, друзья, с буксира
«Капитан у нас золото! Наш катер по две баржи таскает… все остальные по одной, а наш две. Я говорю Михалычу: может, возьмем все-таки одну, ведь трудно будет. А он мне говорит: нет, Саня, берем две!». Так рассказывал о своей работе сменный капитан-механик Александр Антипин. Он в плавании провел большую часть своей жизни — 28 лет. И как-то глупо было задавать ему вопрос, почему выбрана именно эта профессия — ведь без слов ясно, что для таких людей, как Александр Николаевич, других специальностей не существует.
Потом Антипин что-то вспомнил и быстро спустился по трапу в машинное отделение. Там специалист судостроительного завода Eвгений Куранов делал ремонт, а рулевой моторист Григорий Талипов помогал ему. Александр Николаевич повернулся ко мне и сказал: «Вот о ком надо писать. Женя — золотые руки. Он уже которую навигацию нас ремонтирует, а Гришка работает первый год, но держится молодцом, все на лету схватывает». В темноте я еле различаю чумазые лица. Задаю вопросы, но вместо ответа слышу: «Нам говорить некогда, нужно проверить электричество…»
Подниматься по узкому трапу — настоящая пытка, я постоянно путаюсь в подоле длинного платья, Александр Николаевич помогает мне выбраться на свет божий и знакомит со своей женой: Людмила Владимировна работает на этом катере поваром (на языке речников эта должность называется кок). И так вкусно готовит! Мне, по мнению Антипина, нужно непременно что-нибудь из ее кухни попробовать, иначе «репортажа о жизни речников ни за что не написать». Мы проходим на кухню, точнее, мини-кухню или даже кухоньку, — то, что расположено в боковой рубке, нормальной кухней назвать очень трудно. На малюсенькой площади стоит стол, холодильник, плита — и все. Да, чуть не забыла, еще помещается табуретка. И если в этой так называемой ’’кухне? будут находиться два человека одновременно, то им никак не разойтись.
«А что вы готовите в этой тесноте?» — спрашиваю я Людмилу Владимировну. Она гордо отвечает: «Все!» Никогда никаких консервов — вот ее девиз. Все свежее, домашнее, натуральное. Она даже хлеб сама печет. «А беляши-то какие», — вмешивается в разговор Александр Николаевич. «У меня и свои рецепты есть, — говорит Людмила Владимировна. — Беру, например, филе вареного окуня, растираю его, кладу туда мелко нарезанный лук, черный молотый перец, соль и растительное масло (все это по вкусу), и получается отличный салат, а можно также его использовать как начинку для расстегаев…»
Вообще-то Людмила Владимировна не только повар, с нею мужчины советуются по самым разным вопросам. «В женском обществе мужики ведут себя цивилизованно, — замечает Антипин, — не выражаются, друг другу не грубят. А может быть, у нас такой коллектив подобрался, нас пять человек всего, и живем мы душа в душу…»
***
фото: Людмила Лобанова;Александр Антипин;Григорий Галипов