Ни слова, ни полслова не соврали
Творческий коллектив Тюменского театра кукол и масок только что вернулся с VII международного открытого фестиваля кукольных театров Уральской зоны. О впечатлениях мы побеседовали с главным художником театра Сергеем Перепелкиным.
Хозяева фестиваля в Eкатеринбурге решили изменить традиционный ход этого великолепного действа, всегда потрясавшего и зрителей, и мастеров новыми эстетическими открытиями в стиле знаменитой на весь мир королёвской школы «Человек и кукла». Появились места и премии, гран-при. Из многочисленных заявок на участие удовлетворили лишь 15. Из 50 спектаклей, просмотренных оргкомитетом на предварительном этапе, в конкурсную программу включили лишь 20.
Резко изменилась демократичная товарищеская атмосфера фестиваля. В кулуарах было много разговоров о «роли денег, повлиявших на решение жюри».
Симпатии большей части публики и независимых критиков были отданы Челябинску, екатеринбургским мастерам, гостям из Киева, а все лавры достались Магнитогорску, куда вернулся из Израиля признанный корифей королёвской школы, режиссер Виктор Шрайман.
Все же стоит порадоваться и за нашу область. Быстро растущий нижневартовский театр «Барабашка» во главе с неутомимым и настойчивым в диалоге с властями по части финансирования и укрепления материально-технической базы директором Виктором Кузнецовым пробился-таки в первый ряд и получил 1 -е место в номинации чисто кукольного спектакля. Им стали «Кошки-мышки» в постановке режиссера из Петербурга Федора Игнатьева.
Наш театр вышел в финал с «Котом в сапогах» в постановке главного режиссера Григория Гольдмана. Можно сказать, что Тюмень зацепилась за «десятку». И то хорошо, хотя в свое время и мы ходили в лидерах. Причины? Они вне творческой зоны: аварийное здание, финансовая лихорадка, устаревшая техника и свет. Элитной труппе трудно показать все свои возможности.
Приехав в столицу Урала, наши просто… остолбенели. Тюменцы увидели полностью реконструированный театр, работали с новейшей аппаратурой в модерновом зале на 270 мест. И финансирование в Eкатеринбурге на уровне. А жители, как и у нас, месяцами не видящие живых денег, не обижаются на свои театры, на их особое положение. Культура смягчает сердца и души, сдерживает страсти, помогает людям в трудное время. Особенно детям. Так же идут дела и в Челябинске. В нем сейчас строят новый театр.
И уральские мастера стараются. Челябинские мэтры Сергей Борок и Сергей Плотов потрясли уникальным спектаклем «История любви». Они взяли городские песни советской эпохи. Старые женщины, перенесшие войны, голод и холод, длиннющие очереди и бараки, вспоминают жизнь. В незамысловатых образах городского фольклора, в песнях про Чуйский тракт, кирпичики, «..:а это был не мой чемоданчик». Слезы зрителей, горячее сопереживание вызвали реальные картины той страны. И дым сгинувшего отечества, все его печальные и горькие страсти-мордасти связали цепь времен. Городской романс, городской песенный фольклор XX в., в котором мы «ни слова, ни полслова не соврали…»
Удивили и мастера марионеток из Киева. Своей «Червоною Шапкой» — «Красной Шапочкой», сыгранной лукаво и романтично. Да так, что спектакль пришлось повторять трижды. Специалисты решили, что киевляне сейчас — несомненные лидеры жанра. Откровением стали и постановки екатеринбуржца Андрея Eфимова, обладателя театральной «Золотой маски» России прошлого сезона. Синтезировав в себе актера, режиссера и сценографа, этот мастер показал свои лучшие вещи — «Картинки с выставки», «Иллюзион». Они — поверка добра, поиск его возможностей в нашем жестоком мире.
Лирик и романтик, защитник всех униженных и оскорбленных Владимир Гаранин предстал на фестивале с символической феерией для молодежи — своей версией «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» новоромантика XX в. Ричарда Рива (США). Взыскуйте света, идеальных прорывов через зло вашей юной души, и жизнь не покажется вам, ребята, бессмысленной.
Магнитогорск победил своей «взрослой» версией «Медеи». Древнегреческая трагедия любви и веры,человеческого ответа на страшный вызов рока стала открытой проекцией на наши дни. Открытие тюменского VI фестиваля Игорь Ларин и на этот раз расколол зал на две половины — за и против. Виктор Шрайман эпатировал зрителей сюрреалистической комедией новых нравов и условностей («Что случилось в зоопарке»).
Не приехала Уфа, Кургану зажгли красный свет финансы. Свою лепту внесли в творческий процесс труппы из Перми, Нижнего Новгорода, Пензы, Оренбурга, Нижнего Тагила, Первоуральска и Краснотурьинска. Фестиваль показал, что кукольный театр пережил эстетические формы 70-80 гг. Он в кризисе. Идет поиск новых путей, кукольники возвращаются к куклам, ищут свежие метафоры и символы, дабы выразить меняющийся вокруг мир.
… В театре кукол холодно, тоскливо. Новый директор Василий Пустыльников не теряет оптимизма. Открытие нового сезона намечено на 7 октября. Наперекор тяжелейшим внешним обстоятельствам Гольдман репетирует премьеру. По мотивам произведений любимой детьми северной волшебницы слова и действия Сельмы Лагерлеф.
Дорогие власти! И слово лечит, и театр всем мастак. Неужто у нас в Тюмени потускнеет свет рампы и начнется погружение во тьму — нашего одичания и бескультурья?