Ирония истории в игре, которая называется «Подменыш»
Завтра, 7 октября, в нашем театре кукол и масок откроется 53-й сезон.
Парадокс текущей сумятицы в России: в этот же день ожидается массовая акция протеста против той недостойной для многих моих сограждан жизни, превратившей нас в униженных и оскорбленных. А в театре-премьера. Она тоже ждет акции протеста — против бездуховности и агрессивности. Против забвения вековечных и гуманных заповедей, что учат искать первопричины наших бед в самих себе.
Фактически премьера уже состоялась, ибо на общественный просмотр, помимо школьников, явился почти весь театральный бомонд нашего города. И вот она — социально-преобразующая функция театра, как бы ее ни изгоняли с подмостков нынешние хозяева жизни, их сервильная эстетика зла и художественного безобразия. Спектакль «Подменыш», поставленый главным режиссером театра Григорием Гольдманом по сказке гениальной Сельмы Лагерлёф, по- своему высветил те страшные подмены, которые произошли в России в 90-е гг. Когда мораль стала разменной монетой ради хапужного благополучия за счет других, ценности открытого и нормального демократического общества подменили своекорыстной борьбой одиночек и кланов.
Мы знаем Сельму Лагерлёф (1858-1940) более всего по сказке «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» (1906-1907). В России в переводах опускали фамилию юного героя и название страны. В полном варианте эта вещь — своеобразный поэтический путеводитель по стране с описанием ее уникальной природы.
А была Лагерлёф крупнейшим прозаиком Скандинавии своей эпохи, первой женщиной-академиком, лауреатом Нобелевской премии (1909) — «За благородный идеализм и богатство фантазии». В 1958 г. ее столетний юбилей отмечала вся планета. Нынешнее 140-летие стало в Швеции народным праздником.
Несомненная заслуга Гольдмана — обращение к малоизвестным страницам творчества Лагерлёф, к выбору именно сказки «Подменыш», оказавшейся созвучной духовным исканиям нашего времени. И вот Гольдман Принципиально ставит спектакль, воплотивший все сильные стороны эстетики королёвской школы, все ее каноны, знакомые тюменцам по сенсационным вещам недавнего прошлого — «Забыть Герострата», «Пер Гюнт», «До третьих петухов», «Женитьба»…
Прекрасный и добрый спектакль, испытывающий юных и взрослых зрителей на человечность во время самого сурового урока гуманизма, ибо что страшнее горя матери, потерявшей только что рожденное в муках дитя? Гольдман смело обновляет знакомый стиль, помещая ситуацию сюжета — подмену человеческого младенца малюткой- троллем, его последующее воспитание среди людей, драму родителей (крепкого родовитого крестьянского семейства с наемными работниками) — в рамки античной трагедии с ее сопротивлением необозримой власти рока. Но режиссер выбирает ту древнюю форму, где хитроумный Одиссей (человек!) выходит победителем, а благородный Прометей дарит людям животворный огонь.
Мощный орган природы беспрестанно звучит в постановке, заставляя забывшихся в своей гордыне людей, возомнивших себя хозяевами земли, вспомнить о первородстве, об уважении ко всему живому на планете.
И эти первородные, архетипические волны сокровенной связи сущего первой ощутило сердце Матери (органичное исполнение арт. Зинаиды Береговой). Она не отвергает Подменыша и заново учится трудной заботе о беспомощном чужеродном существе, преодолевая брезгливость, кормит его лягушками и мышами, приноравливаясь к правилам чужого мира.
Не выдерживает отец (впечатляющее воплощение и мастерский психологизм заметен в работе арт, Юрия Федорова). Он с работниками замыслил убить Подменыша. Но ведь подтолкнула к тому его жена, измученная проделками Подменыша, По законам мифологии кульминационное разрешение событий троично. Пересилив себя, мать спасает свое-чужое дитя, она подхватывает его на горной круче, когда готов свалиться в пропасть с Подменышем намаявшийся отец. И он же бросает чужое дитя в чрево пожара в усадьбе, но в огонь устремляется мать и выносит тролля из этого ада. И неведомо ей, что в тот же миг от лесного пожара спасают ее сына тролли.
И вот они наконец-то встречаются — Мать человеческая иТрол- лиха (выразительный и фантазийно «не наш» портрет персонажа в чуде преображения засл. арт. РФ Нины Вальтонс). «Наша» мать уже в неподдельном горе ищет в лесу Подменыша (забылась во сне, и он ушел). Eще недалеко отшагал от усадьбы бросивший родное пепелище отец. И открылись ему Глаза земли, и навис над ним, заслонив небо, Дух всего живого, и застыл человек… Но еще не пришел его час, разверзлась черная тьма — икнему вышел живой сын. «Когда вы плохо делали моему названному брату, было плохо и мне». Мальчика, кстати, хорошо представил ученик 3 класса 42-й тюменской средней школы Илья Станев. И то мне понятно, ибо в нашем случае детство, которое ближе многих к «естественному веществу существования» (о знак гениального Андрея Платонова!), дает урок избавления от техногенных фетишей нашей цивилизации.
Необычная роль досталась лидеру театра Василию Лазареву. Он — и рассказчик, и работник в усадьбе, и тролль, и Дух северных просторов, в ярком танцевальном вихре заменяющий нашу ярмарку тщеславия на праздник земного всеединства. Уверенно и разнообразно дополняют действие артисты Альфия Загретдинова, Лариса На- горничных, Алексей Мороз, предстающие то в масках троллей, то работниками фермы.
«Подменыш» силен ансамблем, синтезом всех выразительных форм театра. Сценография и мизансцены органично используют ширь и глубь сцены, Выходят и в зрительный зал. Сценограф Владимир Осколков превзошел самого себя — настолько блистательны куклы и маски, «играющие» завесы декора — островерхие треугольники из дерева, которые то превращаются в деревья, то в крыши домов, то в знаки страшного пожара.
Оправдан прием «двойного» поведения героев, когда маска тролля — за спиной актера, а повернувшись, он «возвращается» к человеку. Музыкальное оформление Ольги Л иненко, свет (Валерий Захаренко) и звук (Борис Назыров), как никогда, не просто помогали, а участвовали в спектакле. Eму суждено стать заметной вехой в новом театральном сезоне.