X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Ключевое слово земли и неба

При жизни великий русский писатель и философ-космист Михаил Пришвин побывал в Тюмени дважды — в 1889-1892 гг. и в 1909 г. Текущий 98-й у нас решением городской Думы объявлен годом Пришвина (по случаю 125-летия со дня рождения). И он вернулся к нам в третий раз — пусть духовно и художественно. Вернулся е город, в котором, в доме его дяди, знаменитого сибирского пароходчика Ивана Игнатова, произошло одно из самых главных «внутренних событий», перевернувших миропонимание 16-летнего юноши («встреча с синицей»). Eму открылось новозаветное начало начал — «Бог есть Любовь». Как родственное внимание всему сущему, как необходимость творческого поведения в жизни, как свое волшебное место во вселенском оркестре нравственной гармонии чувств и отношений, видений и впечатлений.

Таким образом, Пришвин без дураков прописан в тюменской культуре. Правда, она про то не ведала до середины 80-х. Eго, говоря современным научным языком, божественно-природный экореализм не очень-то вписывался в советское время. Свежеиспеченному кандидату от филологии, выпускнице Тюменского госуниверситета Наталье Дворцовой надо было повариться в московском научном мире, окунуться в благотворную атмосферу пришвинского дома в Дунино под столицей, написать и защитить по творчеству нашего гения докторскую диссертацию, вернуться в alma mater и забить во все наши культурные колокола, чтобы мы очнулись. Подвижничество и неукротимая энергия Дворцовой привели не только к Открытию мемориальной пришвинской доски на здании ректората нашей сельхозакадемии (бывшего Александровского училища), но и к созданию своеобразного центра изучения уникального наследия писателя. Удался и пришвинский праздник в Тюмени в начале юбилейного года.

И вот его новая примечательная веха. По сценарию Дворцовой творческая группа телерадиокомпании «Регион-Тюмень» (Александр Воротынцев, Виктор Квашнин, Римма Лыкосова, Андрей Малюгин, Татьяна Оносова) в это очень суровое для культурных проектов время довела до эфира 27 сентября с.г. радиоверсию (своеобразный спектакль) необыкновенной книги «Мыстобой. Дневниклюбви». В другой суровый год (1940-й) ее написали вместе Михаил Пришвин с любимой Ледой, Лялей -Валерией Дмитриевной,супругой писателя.

Велика духовно-преображающая сила их отношений, ибо любовная связь обернулась жизнетворчеством, влекущим и открытым и сегодня многим людям. Постановщики ощутили их путь. Они словно «окунули» дух произведений Пришвина в бессмертный океан чувств и эмоций музыкальных тем Шопена и Чайковского, грибоедовского вальса — горя от ума, счастья от любви…

Музыка стала четвертым героем спектакля, гармонизируя голоса исполнителей. А заняты в спектакле наши прекрасные актеры облдрамтеатра: Eлена Самохина в роли Веры Пришвиной, заслуженный артист Чечено-Ингушской АО и Северо-Осетинской АССР Вениамин Панов — Пришвин. Заслуженный артист РФ Геннадий Баширов (ведущий посредник в постижении героями тайны вселенского «Мы», в преодолении декартовского пресса «я мыслю, следовательно, существую» ради созидательного и счастливого «я люблю»).

Мы с Eлизаветой Ганопольс-кой уже два года подряд пишем в театральной курьерской «Ложе» о добром чуде труппы нашего «большого» театра. В ней заняты не просто хорошие профессионалы, но и мыслечувствующие умные и красивые люди. И пришвинское слово, конечно же, оказалось родственным им. Ведь это так непросто — передать его в органичной смене интонаций, переливах эмоций, рефлексий и настроений. Авторское чувство любви открылось нашим мастерам, и в моем слушательском воображении ожили дневниковые записи книги «Мы с тобой».

Справились с постановкой и сотрудники тюменского радио. Они удачно использовали все современные технические и творческие средства оформления этого спектакля. Волны эфира то поднимали ввысь звучащие голоса, то разделяли их музыкальной фразой, то завораживающе кружили в радости достигнутого понимания.

К месту начало действия предварили краткими комментариями автора сценария, редактора Татьяны Оносовой, исповедями наших актеров. Кстати, если «Регион-Тюмень» будет повторять спектакль, то стоит coxpaнить это своеобразное введение.

После премьеры создатели радиоверсии отвели целый час на звонки слушателей. Лишний раз я убедился в востребованности высокой культуры в Тюмени. Звонков было много — благодарных отзывов об услышанном. Попутно отмечу и неплохую раскрутку этого культурного проекта, смелое решение руководителя телерадиокомпании Анатолия Омельчука «перекрыть» Москву с ее изрядно надоевшими политразборками и очередными обещаниями выхода из очередного кризиса. Спектакль прозвучал в удобное воскресное время — в полдень. А те, кто хотел бы слушать столичное радио, могли спокойно переключиться на другую волну. Мы же остались с Пришвиными, чтобы еще раз приветствовать великого писателя, столь замечательно вернувшегося в тюменскую культуру.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта