Педагогическая карта мира. Тюменский вариант
В нашей региональной культуре знаменательное событие — вышел специальный, тюменский, номер (1998,N 1) журнала теоретических и прикладных исследований «Образование в Сибири». Eго подготовили к печати философы и социологи, педагоги и психологи, менеджеры образовательной сферы и учителя, ученые Тюменского госуниверситета и Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии образования. Им помогали сотрудники издательства ТГУ. Нелегкую ношу научного редактирования солидного фолианта взвалил на себя профессор ТГУ, руководитель ТНЦ академик Владимир Загвязинский.
Надо ли говорить, что право на издание академического журнала получают организации и вузы, добившиеся в своей области выдающихся результатов. THU, из их числа. Итоги его работы — в статье Михаила Зайцева «Творческое сотрудничество ученых и практиков». Один из инновационных проектов этого взаимодействия представлен Мариной Солотовой, учителем тюменской СШ N11, руководителем творческого объединения «Ступени».
Социологии региональных процессов в образовании посвящены две статьи ректора ТГУ академика Геннадия Куцева. Он анализирует образовательные ориентации тюменцев в условиях рыночных реформ, размышляет о регионализации высшего образования. Интересны публикации о концепции профессиональной подготовки менеджера образования, обыденном педагогическом сознании родителей и школьников, «барьерах» понимания учебного текста и конфликтах в сфере действия социальных педагогов.
Конечно, в таком номере не обошлось без оценок состояния и проблем образования в нашей области (статья директора департамента образования и науки областной администрации Виктора Новикова). О профессиональной школе в регионе размышляет председатель комитета по науке и профобразованию Владислав Зыков. К месту разговор об условиях успеха социально-педагогических проектов, этнических факторах развития северной национальной школы.
Многих привлечет работа Валентины Игнатовой о региональном компоненте образования на примере программы и преподавания в школах основ экологической культуры (с местным фоном). Владимир Загвязинский размышляет о предмете и объекте социальной педагогики. Эта одна из самых молодых областей гуманитарного знания. Интересен политический план авторских определений. Подчеркнуто влияние этой педагогики на гармонизацию общественных отношений, прекращение порождающей социальную уязвимость политики, а также на поддержку учреждений социальной реабилитации и защиту оказавшихся в беде людей.
Много нового в публикации Сергеем Гильмановым системы внутришкольной диагностики работы образовательного учреждения, в статье Николая Алексеева о личностно-ориентированном образовании. Впечатляет «круглый стол» — про образование на пороге третьего тысячелетия. Хороши дискуссионные материалы и рецензии. Помимо тюменцев в журнале представлены специалисты из Eкатеринбурга, Омска, Барнаула, Тобольска и Белгорода.