Кем быть и как жить
Челноки ищут работу
Для многих россиян слово «челнок» означает человека, который привозит товар из чужих стран и продает его нам втридорога.
На самом деле из десяти привозящих товар только один сбывает его сам. Другие нанимают продавцов. Дело выгодное — с каждой проданной вещи продавец имеет проценты. Так было. Теперь же, когда доллар вырос, а покупательский спрос заметно упал, продавцы ищут другую работу.
Челночница Наташа двум своим продавцам стала платить на 5 процентов больше. Но и это не помогло — одна продавщица ушла. «Eе можно понять, — говорит Наташа, — у нее двое детей. А у меня она зарабатывала в последнее время по 50-60 рублей в день». Теперь Наташа торгует сама, товар сбывать надо.
«НА ЛЮБУЮ РАБОТУ СОГЛАСНА»
Так утверждают многие рыночные торговцы. Потому что работа для них — не только зарплата, выходные и обеденный перерыв. Работа — это еще и оплата больничных листов. На рынке они на это не могли претендовать.
«Имею на это полное право — претендовать!» — говорит Eлена Сергеевна. Работая на Центральном рынке, нажила остеохондроз и язву желудка. Предстоит операция. Разумеется, торговать после этого она не будет, а вот сторожем в учреждении работать сможет.
ЭКОНОМИЧEСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЛЯ НEЗАВИСИМЫХ
Товар у многих подходит концу. А жить на что-то надо.
Хорошо тем, у кого были запасы «зелененьких», тем, у кого их не было, пришлось продавать по дешевке кровно нажитое. Так, например, Мария Владимировна распрощалась со своей «восьмеркой» за 18 тысяч рублей. «За квартиру большая задолженность, а тут еще у дочери свадьба».
Мария Владимировна — инвалид второй группы, получает пенсию, поэтому проблема трудоустройства ее волнует меньше, чем более молодых рыночных коллег. Те, несмотря на недавние заверения типа «меня бесит сама мысль, что я буду вкалывать на кого-то», потупив взгляд, читают объявления о работе.
Особенно этот вопрос волнует тех, у кого вся семья работает на рынке. Потому челночницы-мамаши терпеливо трудоустраивают своих чад, потом братьев и сестер, потом мужей. Кстати, работать на рынок устраивались примерно в таком же порядке.
КОМУ ЭТО НАДО?
«Времена легких заработков прошли! Численность работающих на рынке будет заметно сокращаться!» — говорил недавно на административном совете Анатолий Канов, директор департамента по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг. Сократится рынок — значит, исчезнет товар. И тогда госторговля начнет нам диктовать свои условия. Мы, покупатели, будем ходить в валенках, дубленках, колготках собственного производства. А вчерашние челночницы, которые одевали нас в восточные шелка и заокеанские джинсы, пойдут на предприятия, выпускать «самую качественную в мире продукцию».
***
фото: ФОТО СЕРГЕЯ РУСАНОВА;ФОТО СЕРГЕЯ РУСАНОВА;ФОТО СЕРГЕЯ РУСАНОВА