Бытие Васи
Как рождается картина? Сначала подсознательно всплывает яркое цветовое пятно, возникает множество композиционных комбинаций. Затем, в процессе работы, остается одна — никаких случайностей, никакого произвола, Художник убежден, что после того, как родился тот единственный образ, уже не кисть создает картину, а картина диктует кисти, как класть мазок, какой колор необходим.
Такими словами попытался передать таинство создания произведения искусства художник Владимир Глухов, выставка произведений которого под кодовым названием «Ъ» открылась в музее изобразительных искусств. На выставке представлено около ста графических и живописных полотен.
Владимир Иванович закончил республиканское училище искусств в Душанбе, затем Суриковский художественный институт. Помимо художнического таланта, господь наградил Глухова редкими для творца организаторскими способностями: художник является директором центра современного искусства «1000 ступеней», одним из организаторов «Артподготовки» и других крупномасштабных выставок.
Нынешнюю экспозицию Глухов первоначально хотел назвать «За пределами синтаксиса», настаивая на идее общения между зрителем и картиной невербально, без словесного посредничества. Но вместо тех самых слов художник предпочел и в название выставки вынести знак алфавита, не имеющий фонемы — звука: твердый знак (к тому же несущий мужское начало).
Eсли говорить об общем впечатлении от выставки, то прежде всего нужно говорить о двуединстве тем: азиатские мелизмы, сплетенные из сложного орнамента восточной поэтики, необъяснимо гармонируют с серией картин, которую я бы назвала «бытие российского Васи» — двойника героя пронзительной ерофеевской повести «Москва- Петушки».
Агрессивный цвет, сочный колорит (по словам Глухова, это наследство Малевича)… как будто высветляют тайну бытия в пределах земного измерения, живописуют красоту и многомерность реальных, казалось бы, прозаических, деталей повседневности, и тайн души человеческой.
Нужно только всмотреться в лицо Васи, спящего у гаражей, чтобы наконец понять, что такое благодать, что жизнь прекрасна даже в самых ее нелепых и грустных проявлениях. Вспомним Веничку: «Eсли я живу, значит, это кому-то надо».
Почти в каждой картине художника есть какой-нибудь мелкий «ненужный» предметик, «не вяжущийся» с масштабными, обобщенными формами прочих фигур: беленький замок на красных гаражах, черненькая гирька в углу стола на общем голубоватом фоне. Глухов характеризует такую деталь как необходимое цветовое пятно, эдакую синкопу (в музыке — смещение сильной доли, акцента на слабую), придающую достаточно серьезному замыслу оттенок игры.
Кому-то слишком броская, выходящая за пределы полотна, ограниченного рамкой, живопись Глухова может показаться вызывающей, громкой. Кому-то больше импонируют его лиричные графические работы. Но несомненно то, что зритель не может не почувствовать живого внутреннего диалога с художником. Eсли и есть в нашей столице деревень художник, отражающий глубины и подводные течения души сибирской (а в ней и азиатского примешено вдоволь), то это — Владимир Глухов.
***
фото: