Армейские запасы пользуются спросом
В военной прокуратуре скопилось много дел о кражах военного имущества.
— К сожалению, не все военнослужащие понимают, что наши вооруженные силы всегда должны быть в боевой готовности, а когда техника разворовывается, под угрозу ставится боеспособность армии, — так начал нашу беседу заместитель военного прокурора Тюменского гарнизона Сергей Голощапов.
— А что больше всего привлекает воров?
— В основном, горючее, оснащение с техники длительного хранения (она хранится на складах в полной боевой готовности) и униформа.
— Eсть ли случаи, когда уголовные дела заводили на офицеров?
— Весной военная прокуратура возбудила уголовное дело против начальника склада длительного хранения горюче-смазочных материалов. Полгода он продавал дизельное топливо и бензин, в результате во время ревизии в марте на складе недосчитались нескольких десятков тонн горючего на сумму 60 миллионов рублей (цены 1997 года).
— Что ему грозит?
— Eсли суд Тюменского гарнизона признает прапорщика виновным, ему придется возместить ущерб, плюс от 5 до 10 лет лишения свободы с возможной конфискацией.
— А призывники много хлопот доставляют?
— Практически постоянно у следователей в производстве находятся уголовные дела о кражах из воинских частей. Хотя у нас нет такого, чтобы солдат был разут, раздет или голоден.
В прошлом году трое военнослужащих похитили мотопомпу (приспособление для перекачки воды)стоимостью 10 миллионов неденоминированных рублей. Но краденым воспользоваться не удалось — их сразу поймали. Суд признал их виновными по статье «Кражачужого имущества». Один лишился свободы на несколько лет, остальные получили срок условно,
В июне этого года было возбуждено еще одно уголовное дело. Предприимчивые призывники вынесли с вещевого склада более ста пар кирзовых сапог и столько же комплектов обмундирования на общую сумму 40 тысяч рублей (цены 1998 года). Пробраться на склад, нарушив правила внутренней службы, помогли друзья-охранники, которые находились в наряде. В ходе совместных мероприятий военной прокуратуры с органами РУОПа практически все комплекты изъяты и возвращены.
Был и еще один интересный случай. Военнослужащий, увольняясь в запас в июне, прихватил с собой на север парочку служебных радиостанций. Пропажу обнаружили только в конце июля во время ревизии. Следователь военной прокуратуры нашел «психологический контакт» с подозреваемым, и тот сознался в совершении целого ряда краж. С декабря 1997 года по май 1998 года под предлогом, что техника требует постоянного обслуживания, он с товарищами проникал на охраняемую территорию склада, Они же, как выяснилось, украли несколько десятков приборов ночного видения, о чем не было известно даже командованию части, потому что полная инвентаризация военной техники проходит только раз в году, А ежеквартальная проверка НЗ делается выборочно — техники очень много и на каждой машине несколько сотен предметов оснащения.
— Ведется ли статистика раскрываемости таких преступлений?
— За последние пять лет все крупные кражи были раскрыты. Это одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Понятно, что, будь у армии деньги, многих хищений удалось бы избежать, ведь не везде есть современная охранная сигнализация, а охранять приходится большие территории.