Что мешает бегу времени
Eсть ли у города главные часы? Eсли исключить хронометры на запястьях Рокецкого и Киричука, остается не так много претендентов.
Часы на здании краеведческого музея, пожалуй, не тянут — не совсем центр, да и репутация подмочена длительным периодом простоя. Разного рода небольшие электронные — на почтамте, на «Сибнефтепроводе» — не в счет. Остаются часы на здании железнодорожного вокзала.
Нынешний вид вокзальных часов (их, как известно, 4 штуки, и смотрят они на все четыре стороны) откровенно жалок. Краска на огромных циферблатах облупилась, рассыпается и кладка, составляющая гордую надпись «ТЮМEНЬ». Но старинные часы еще идут и время показывают довольно точно, пускай и время московское.
Возможно, кто-нибудь считает, что за циферблатом скрывается хитроумный механизм из огромных пружин и шестеренок. Ну по аналогии хотя бы с кремлевскими ходунцами. Увы, это не так. Нутро еще банальней того, что снаружи. В 1975 году, когда вокзал открывали, были привезены и установлены убогие, но надежные конструкции, одну из которых вы видите на снимке. Собственно говоря, механизм и часами-то не является, это просто электромотор, который передвигает стрелки.
Кто — изготовил механизмы, неизвестно. Поясняющих надписей, вроде «Луч» или «Слава», не имеется. Механики, которые устанавливали часы, давно не работают, и остается только гадать. Подозревают, что часы собрали в какой-то небольшой мастерской. Сильно уж смахивают на самоделку.
Отсчет времени происходит несколькими этажами ниже, в комнате механиков. Электронный хронометр рассылает по проводам импульсы на все вокзальные часы, включая главные. Импульс получен — стрелка двинулась. По словам главного механика Виктора Чемакина, за точностью хода тщательно следят. Тем не менее показаниям главных вокзальных часов слишком доверяться не стоит. Тут свои проблемы: моторчик заест или тому подобное.
Eсли часы отстали, наверх поднимается электромеханик и вручную подводит почти трехметровые стрелки. Механик выручает и при отключениях электроэнергии. Крутит стрелки как настоящий электромотор, ориентируясь при этом не на свои наручные, а на «накопительные» часы, которые продолжают получать сигналы из центра.
Работа, как видите, тяжелая, к тому же лифт из-за финансовых затруднений отключен. Так знайте: героический этот электромеханик — девушка! Татьяна Мальцева гордится своей должностью. В компетенции Тани вообще все часы вокзала — и маленькие внутри здания, и большие фасадные. Татьяна «главные» часы особенно не выделяет, считая, что все ходунцы равны.
«Хлопоты с верхними часами появляются обычно в начале лета, когда летит тополиный пух. Механизм, перемалывая пух, скрипит, тревожа постояльцев (в девятиэтажке располагается отель). Зимой, случается, моторы замерзают. А так механизм требует только обычной чистки бензином и регулярного смазывания. Что касается циферблата, то его не трогали уже давно: полтора года назад покрасили стрелки — и все.
Словом, часы идут и сносу им не предвидится. Однако главный механик Виктор Чемакин ощущает некоторую неудовлетворенность. Конструкция уж больно примитивная и совсем не отвечает духу времени. А взять подсветку: думаете — пульт или, на худой конец, выключатель? Отнюдь: висит десяток проводов с вилками, втыкаешь в розетку — и лампочки над стрелками загораются. Поэтому Чемакин мечтает модернизировать часы — поставить электронные начинку и индикатор. Некоторое время назад Чемакин обнаружил в газете объявление о продаже больших световых часов. Часы подошли, хотя и были самодельными. Но цена оказалась запредельной, равной стоимости двухкомнатной квартиры. Пришлось отказаться.
Кто знает, может, оно и к лучшему. Привыкли мы все-таки к этим стрелкам.
***
фото: