X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Поэма о детских пособиях (со статистическим отступлением)

В былые времена многие женщины могли себе позволить сказать: «Вот еще, пойду я в собес за пособием! Там такая волокита с документами, проживу без этих копеек, а нервы сберегу». Сейчас — другое.

Узкие коридоры комитетов по социальной защите населения забиты до отказа. Ругань, толкотня, иногда и до драк доходит (перед закрытием, когда всяк стремится попасть в заветный кабинет, посторонив впереди стоящего).

Ходишь порой с одной и той же справкой по 2-3 раза. Выстаиваешь огромную очередь — и тебя «выпинывают» за очередной бумажкой. Месяцами дожидаешься перевода документов из города в город. Годами — самих пособий (кое-кто уже не ждет). С трудом заставляешь себя вообще отправляться на сборы многочисленных справок и копий для оформления документации… Представляешь себе новую серию походов по ставшим уже ненавистными кабинетам — и понимаешь, что это — страшный сон, который необходимо досмотреть ради надежды на хеппи-энд — мизерное пособие (в Норвегии, между прочим, за каждого ребенка платят столько, что можно не работать. Ведь ребенок, если рассудить, — это самое ценное, что есть у государства).

Понятно, с каким чувством после серии подобных мытарств (я — одинокая мать, а разрываться между двумя детьми, работой и собесом нелегко) я шла на встречу с начальником управления социальной защиты населения администрации города Ларисой Бужницей. Терпеливо выслушав статистические сведения, я решила узнать, изменится ли что-нибудь в системе социальной защиты. Давайте прочитаем статистику, а потом вместе порассуждаем и задумаемся.

Итак, своеобразный отчет начальника управления: все детские пособия можно разделить по нескольким направлениям. В настоящее время выплачиваются пособия только за 1997 год. Задолженность по этому году составляла 8,2 миллиона рублей. Не получили этих денег около 28 тысяч человек. На сегодняшний день задолженность — 5,6 миллиона рублей. Погасили за год долгов 2,6 миллиона рублей. Конечно, это очень немного, в пределах 30 процентов от той суммы, что должны были выплатить.

Кроме того, была задолженность по тем же пособиям работникам бюджетной сферы: образованию, здравоохранению, работникам культуры, спорта, молодежи, работникам социальной защиты населения.

Бюджетники получают товары на общую сумму 1 миллион рублей через предприятие «Петровский кафтан». Первые — работники образования. По графику: уже «прошел» Центральный округ, в декабре «пойдут» Ленинский и Калининский. Но это будут погашения всего только одного миллиона из долга в два с половиной. Прорабатываются варианты для погашения задолженности работникам здравоохранения. Затем будут выплачиваться пособия 1998 года, средства для них поступят из областного комитета социальной защиты населения. По постановлению губернатора выплачиваются пособия 18 тысячам получателям льготных категорий.

Перечень льготников: дети в неполных семьях; дети, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; дети, получающие социальную пенсию или пенсию по случаю потери кормильца; дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов; дети курсантов военных образовательных учреждений; дети в молодых семьях, оба родителя которых являются учащимися очных учебных заведений, а также дети из многодетных семей (3 ребенка и более) до 18 лет. В Центральном и Калининском округах льготники получили положенное за январь-февраль, по март — в Ленинском.

Кроме «отоварки» в «Кросно» льготники могут получать муку. В «Кафтане» на карточки можно взять одеяла, пряжу, швейные изделия. Начальник управления сама смотрела, как идет отоваривание. Цены приемлемые. Толкотни нет. В день приходит в магазин примерно 50 человек. Но отоварка для льготников не обязательна, кто не хочет — пусть ждет денег.

На мой вопрос, для чего теперь нужна, например, сберкнижка при оформлении пособия, Лариса Бужница ответила, что все документы, необходимые для регистрации пособий, остаются в силе.

Все это хорошо. А как же злополучные очереди, неудобный график работы собесов (в Ленинский, например, можно прийти только три раза в неделю с утра до полудня в рабочие дни)? Как быть с бумажной волокитой?

Вот тут-то мы и заходим в тупик: не только нам, мамочкам, тяжело. Объем работы сотрудников собесов вырос в 3,5 раза. В недавнее время пособия получали 28 тысяч человек, сейчас — 88 тысяч. Зарплата собесовцев — 300 рублей в месяц (я, между прочим, как и многие, была уверена, что они «деньги гребут лопатой»). За вредность — толкотню и оскорбления — им, понятно, не добавляют.

К тому же штат по управлениям социальной защиты населения сократили на 45 человек из-за недостаточного финансирования. На оформлении детских пособий сидят 145 человек, а по нормативу должно быть 325,5 (такая странная цифра определена министерством социальной защиты населения). Ответственность за каждый документ несут двойную: их проверяют как городские, так и областные комиссии. Учет строжайший. Необходимо оформить кипу документов на каждое заявление: будь то 60-ти или 600-тысячное пособие — разницы нет.

А при такой нагрузке и несоответствующей зарплате кто будет работать по вечерам? Да и накладки, понятно, возможны, все мы не автоматы. Жаль всех: и несчастных женщин, обивающих пороги, и утомленных сотрудниц. Не жаль только тех, кто довел всех нас до такой жизни.

С 17 августа поток желающих получить пособия увеличился. Хотя работники службы думали, что бум прошел…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта