Монстр бьет копытом
Проблема Центрального рынка будет существовать, наверное, до тех пор, пока существует сам рынок.
На днях высокая комиссия проверила деятельность муниципального предприятия «Рынок». По словам председателя городского комитета по управлению имуществом Петра Щепелина, найдены серьезные нарушения. Например, помещения в здании рынка сдают в субаренду, хотя это запрещено договором между МП и мэрией.
Прежде всего, речь о подвале. В свое время люди из городской администрации с большим трудом, но навели там порядок. Раньше, говорят, там шла активная торговля, по сути, подвал превратился в оптовый склад. Говорят, и доходы от всего этого уходили «налево». В свое время склады прикрыли с помощью омоновцев.
Теперь все началось снова? В комитете по имуществу нам не удалось увидеть акт проверки МП: дескать, нет санкции. Зато руководство рынка оперативно прислало пояснительную записку к этому акту. В записке утверждается, что помещения в подвале сданы в прокат. Попросту говоря, подвал является камерой хранения для торговцев. Там работает кладовщик, он выдает квитанции и т.д. Директор МП Виктор Тарханов уверяет, что члены комиссии элементарно не ознакомились с договором — прокат договором разрешен.
Второй источник конфликта — середина при рыночной площади. Как известно, с лета она свободна от торговли. Однако рынок не прочь снова провести аннексию. Виктор Тарханов сообщил на своей пресс-конференции 1 декабря, что спасти Центральный может лишь расширение торговых зон. На пустующих участках (а пустует-то только середина площади — М.С.) предлагается установить металлические модули. Будет смотреться не так убого, как палатки или ларьки.
Мэр неоднократно высказывал свое мнение: площадь перед зданием рынка должна быть освобождена и застроена чем-то приличным. После акций протеста Степан Киричук пошел на компромисс, разрешив до Нового года оставить на площади 200 палаток. Сейчас в мэрии готовится конкурс на право застройки квартала.
Директор МП прекрасно осведомлен об этом. Однако Центральный рынок, убеждает Тарханов, не в состоянии оплачивать аренду городской земли (это 500 тысяч рублей в месяц). Долг растет. Предоставлена отсрочка до 1 января, но кризис, по словам Тарханова, не позволяет надеяться на перемены к лучшему.
Тарханов рассчитал, что от начала конкурса до начала строительства пройдет примерно полтора года. Зачем земле пустовать? А за это время и МП поправит финансовое положение.
Довод, конечно, не нов. По словам начальника городского управления по рынку товаров и услуг Анатолия Канова, торгующие уже сейчас зарятся на свободную площадку. Не просто стоят с вещами, а устанавливают там столы и даже лотки. Канов даже лично наводил порядок. Но через пять минут после ухода проверяющих торговцы возвращаются. Между тем во внутреннем дворе пустует немало мест. Но люди всеми способами рвутся на площадь. А те, кто торгует во дворе, твердят, что подверглись дискриминации. Канов считает, что нужно наконец поставить коммерсантов в равные условия — то есть перевести во двор всех без исключения. Так как это и предполагает договор между мэром и инициативной группой торгующих.
Председатель комитета по управлению имуществом Петр Щепелин тоже не разделяет идеи Тарханова: «Нужно придерживаться договора между главой города и инициативной группой».
Возникает впечатление, что Центральный рынок и город никак не могут найти общего языка. Вроде бы назначил город директором МП своего человека. А прошло время, и снова возникли трения. Виктор Тарханов говорит, что сделал немало полезного: на рынке ввели правила торговли, каждый торговец получил номер и жетон, покупатель может гарантированно обменять некачественную вещь, приведен в порядок внутренний двор, который в начале осени тонул в грязи.
Анатолий Канов утверждает, что на рынке стало хуже. А дополнительный ремонт двора — заслуга вовсе не Тарханова, а бывшего главного инженера.
… Что такое Центральный рынок? «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй». Здесь крутятся огромные деньги, о хозяевах которых ходят самые невероятные слухи. Говорят, что настоящий хозяин рынка «сидит где-то в Москве». Конечно, слухи. Но уж очень лакомый кусок. Тюменцы не забыли, какие кровопролитные битвы за право управлять этим «пятачком» разыгрались совсем недавно.
Похоже, и начало 1999 года ознаменуется очередным тяжелым кризисом в отношениях между мэрией и рынком.
***
фото: