Радиоактивная вода и черти в калошах
Как бы она, реклама, ни раздражала обывателя, обойтись без нее сегодня невозможно.
Понимал это и Александр Крылов, тюменский «газетный король» в 1913 году, а потому впервые отвел под рекламу целую полосу «Сибирской торговой газеты».
Тогдашние объявления вызывают у сегодняшнего читателя улыбку, а порой и недоумение. — Тюменцы! Пейте радиоактивную воду и будьте здоровы и счастливы!» Радиоактивной называлась тогда минеральная вода из только что открытого в окрестностях Тюмени «кристально чистого» источника.
Первый в Тюмени рекламный щит с изображением аппетитной колбасы и надписью «Моя колбаса лучше всех!!!» красовался на доме братьев Василия и Eфима Меншутиных по Водопроводной, 30 (сейчас этот дом занимает областной комитет по культуре).
Местные производители крепких напитков утверждали, что «Тюменская горькая» «чиста, как слеза Божьей Матери, и крепка, как заморский орех». Крепость напитка составляла 35-45 градусов.
Барышня м-сладкоежкам предлагались «конфекты из шоколада и жидкий шоколат». Орфографической ошибки в этом случае не было — так в то время называлось какао.
С продукцией фирмы «Нестле» наши земляки познакомились еще в 1913 году. Баночка всемирно известного кофе весом в один фунт (409 граммов) стоила 10 рублей, что приравнивалось к стоимости ломовой лошади.
Зубной порошок, обещала реклама, сделает перламутровыми «зубки тюменских дам и девиц», а краска «для очей» придаст глазам «зоркость совы». Кстати, сравнение женщины с совой считалось в то время одним из самых изысканных комплиментов.
Наряду с ботинками, сапогами большим спросом в то время пользовались калоши. Производители уверяли: «Наши калоши даже черт в аду не сносит!».
В ходу был трубочный табак и махорка по 8-10 копеек за фунт. Только зажиточные горожане и купцы могли позволить себе такую роскошь, как ароматные папиросы. О вреде курения даже речи не шло. Наоборот, курить ароматный табак считалось признаком интеллигентности.
Образцы рекламы из Справочника по городу Тюмени и Тюменскому уезду на 1913 год.
***
фото: