«Размеры и богатства сей губернии неисчислимы…»
В осьмнадцатый день декабря 1708 года по указу государя царя и великого князя Петра Алексеевича всё государство Российское для удобства управления было разделено на восемь губерний. Последней в указе царя-реформатора значилась Сибирская губерния с центром в Тобольске. На её огромной территории, от Вятки с четырьмя малыми пригородками до берегов Тихого океана, размещалось в ту пору 26 городов и большое количество местечек, сел и деревень.
Первым губернатором Сибири Петр Первый назначил боярина князя Матвея Петровича Гагарина. Обладатель огромных поместий в землях московских и тамбовских прибыл в Тобольск в 1710 году вместе с «сорока осмью человеками, определенными Сенатом к делам Сибирским». Начало губернаторского правления в Сибири было бурным и деятельным. Воеводы в уездных городах были заменены комендантами. Увеличилось число и размер налогов. Ясак (сбор мехов и пушнины с коренных народов Севера) вырос в два раза. В 1711 году он составил 70 сороков мягкой рухляди с территорий, населенных «самоедами». Все золотые и серебряные вещи, найденные в земле сибирской, подлежали обязательной сдаче в казну согласно строгому приказу губернатора.
В Тюмени в то время насчитывалось 2075 дворов, велось кожевенное, салотопенное, кирпичное и гончарное производство. На городском рынке появились товары из Бухары, Китая и Джунгарии. Тюменские коменданты Иван Воронецкий и сменивший его Борис Эверлаков стремились ревностно исполнять указы губернской канцелярии. Городские целовальники постоянно доставляли в Тобольск «тюменский вклад в казну государеву».
В то же время вскоре стали проявляться «сибирскому народу разорения», творимые чиновниками губернской канцелярии. Штат помощников губернатора вырос на 55 человек. Они были взяты князем Гагариным «в помощь на дела разные и определены на кормления» за счет местных ресурсов. Произвол местных сборщиков налогов достиг своего предела уже спустя 5 лет после начала правления князя Матвея Петровича. Личное состояние губернатора перевалило за миллион рублей. Всё это не могло остаться без внимания фискальной службы, учрежденной Петром. Обер-фискал Иван Нестеров на основании челобитных, поступивших из сибирских краев, донес в правительствующий Сенат «о взятках и прочем сибирскому народу разорении, учиненных князем Гагариным». По указу царя была наряжена экспедиц-ревизия во главе с лейб-гвардии майором Семеновского полка Иваном Лихаревым, а сам губернатор в 1717 году отозван в Петербург якобы для суда над царевичем Алексеем. На самом же деле его ждала незавидная участь. Помимо обвинений в принятии взяток князю ставилось в вину отделение Сибири от государства Российского. Смертный приговор ему был предрешен…
В одном из своих первых донесений Лихарев сообщал, что «богатства и размеры сей губернии неисчислимы». Тем не менее задачи генеральной ревизии были полностью выполнены. «Распросные речи», хранящиеся в фондах тюменской воеводской канцелярии облгосархива, подтвердили «многочисленные вины» князя Матвея. Он повинился перед следственной комиссией и самим царем Петром в том, что «принимал многие подносы и подарки яркие и мягкие, но отказался признать наличие в своей голове мыслей об отделении Сибири. Просьба Гагарина об отпущении его в монастырь для замаливания грехов была отклонена. 18 июля 1721 года первый сибирский губернатор окончил свою жизнь на виселице.
В это время Сибирью управлял уже комнатный стольник царя князь Алексей Черкасский. Ведал он всеми городами губернии, разделенными на три провинции. Сибирская губерния уверенно вступала во второе десятилетие своего существования.