Запад в ожидании русского триллера

На 9.10 ГТРК «Регион-Тюмень» назначает пресс-конференцию председателя жюри фестиваля «Белые пятна истории Сибири» режиссера из Петербурга Игоря. Шадхана. Прибегаю в 8.40 (морозец подогнал), жду полчаса, час. Наконец доброжелательные регионщики проводят меня в кабинет, в котором… заканчивается конференция. Так получилось. Не согласовали. Я чего-то злобно по поводу организации и получаю корректный ответ (отвечает пожилой мужчина с прекрасными манерами).
— Не беспокойтесь. Я специально для вас останусь и отвечу на вопросы.
Так произошло мое знакомство с Игорем Шадханом. Не освободившись от одолевших эмоций, спрашиваю:
— Что вы можете сказать об организации фестиваля? Накладок не было?
— Организация устраивает. Здесь все достаточно приятно. Ваш случай, видимо, недоразумение. Сегодня последний день…
— Почему именно вас пригласили возглавить жюри на Тюменском фестивале, потому что вы — знаменитый режиссер?
— Я, наверное, не знаменитый, просто режиссер из Петербурга. Я действительно долгие годы занимаюсь документальным телевидением. Одна из самых известных работ — «Контрольная для взрослых». Она сделала меня, если хотите, знаменитым, известным, еще каким-то. Мы выбрали детей шести лет, и телевидение отслеживало их жизнь и жизнь их родителей в течение восемнадцати лет. Когда им исполнилось 23 года, я их «бросил» (пока, по крайней мере).
— Это было скорее социолого-психологическое исследование, а на фестивале — историческая тема. Она вам близка?
— «Белые пятна истории» — в какой-то мере историческая тема, но если бы это была сугубо историческая тема, здесь бы нечего было делать ни журналистам, ни операторам, ни режиссеру. Это прежде всего — социально-общественная тема, то, что всех нас волнует или должно волновать, но так нельзя говорить — «должно». Как это — «должно», а не волнует. НАДО сделать так, чтобы всех волновало. А делать в этом смысле — как в Сибири, так и во всей России, — можно много. Наша история и наша жизнь сплелись. Мы считаем историей ГУЛАГ, но он еще не так далек, чтобы быть историей, это все-таки не война 1812-го года. Eсть много «белых пятен»: малые народы, например. Удивительно интересно.
Важно еще и то, что «белым пятном» оказался сам дым отечества Омельчук это угадал. Потому что на центральных канал ах отсутствует интерес к своему дому.
— Значит, в подобных фильмах нет мертвых, хрестоматийных тем?
— Нет, абсолютно. Именно телевидению и надо делать их живыми, интересными, увлекательными. Здесь возможны масса жанров: и игровые картины, и триллеры, и документальные ленты. Мы просто еще не умеем это делать.
— Наши региональные фильмы лягут в архив, останутся в регионе, или есть возможность, например, с вашей помощью показать их по центральным каналам?
— Такая работа, как «Без героя» екатеринбургского телевидения о Павлике Морозове (довольно любопытный документальный триллер, хотя, может быть, не до конца сделанный), была бы интересна всем, потому что Павлик Морозов — это судьба всех. Фильм Головлева о ненцах, с его историко-художественной версией, тоже любопытен. И фильмы о губернаторах: тюменский Богданович, великий строитель дороги… Я лично многие фильмы показал бы по большому ТВ, может быть, не все до конца, оформив своеобразный отчет по этому поводу. Но что это нужно показать — безусловно.
— Каково, на Ваш взгляд, состояние столичного документального фильма на сегодняшний день?
— Вообще состояние национального кино, видеокино печально, нет средств. Но ведь мы, режиссеры, не родили своих продюсеров по-настоящему, не умеем работать на этом рынке. Всему надо учиться. И надеяться, что государство даст всем деньги на все, не нужно и неправильно.
— Чем занимаетесь в настоящее время?
— У меня своя мастерская. Сейчас на канале «Культура» прошло 9 фильмов о Юрии Темирканове, всемирно известном дирижере. Ничем не гнушаемся. Выпускаю образовательные кассеты для детей.
— Часты подобные нынешнему визиты?
— Это тоже входит в мои планы. Мне самому интересно поговорить, познакомиться с людьми. Я могу попытаться что-то оформить для них за границей, интересно самому примкнуть к их работе. Здесь не просто слова. К тому же Россия интересует Запад.
***
фото: Игорь Шатхан
