X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Авиация и космос в названиях улиц Тюмени

В 1997 г. исполнилось 65 лет со дня начала регулярных полетов авиации в нашей области, весной 1998 г. отмечалось 75 лет гражданской авиации России, этой осенью исполнилось 60 лет со дня беспосадочного перелета женского экипажа из Москвы на Дальний Восток. Авиационная и космическая тема нашла отражение в названиях улиц Тюмени.

Тюмень, авиация и космос

Как известно, первый в мире самолет «Жар-птица» был придуман в России А. Можайским (1825-1890 гг.) в 1882 г. Однако строительство самолетов не было начато. 17 декабря 1903 г. во Франции Орвилл, один из братьев Райт, совершил первые четыре полета на построенном ими самолете «Флайер-1». Самый продолжительный четвертый — полет длился 59 секунд, самолет пролетел 260 метров. На французских самолетах «Фарман», «Блерио» и др. летали и первые российские пилоты.

Тюменцы не остались в стороне от увлечения авиацией, обсуждали эту новинку века и даже способствовали развитию российского воздушного флота своими денежными взносами. В июне 1910 г. в Тюмени проводился первый сбор пожертвований на развитие авиации. Купец 1-й гильдии А.И. Текутьев внес больше всех -102 рубля 50 копеек — и получил памятный серебряный знак «Орел с самолетом и Андреевским флагом» от российского комитета по усилению воздушного флота. Внесли пожертвования и другие граждане Тюмени.

Первый самолет тюменцы увидели уже. в 1912 г., когда на городском ипподроме совершал показательные полеты известный летчик России М. Васильев на французском самолете «Блерио».

После создания в 1927 г. Осоавиахима (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству) и его отделения в Тюмени местная молодежь с интересом и энтузиазмом занималась в аэро- и парашютных кружках. На месте концертно-танцевального зала еще в середине 60-х гг. стояла парашютная вышка.

В 1932 г. начались регулярные полеты из Тюмени в нынешние Ханты-Мансийск и Салехард. Вначале эту авиалинию обслуживали гидросамолеты, аэродромом служило Андреевское озеро вблизи Тюмени. Был построен и тюменский сухопутный аэродром «Плеханово». С 15 мая 1968 г. стал принимать на свое поле самолеты второй аэропорт — «Рощино», — в 1995 г. получивший статус международного.

В годы Великой Отечественной войны в Тюмени, на Рыночной (Базарной), а теперь Центральной площади, на месте нынешнего почтамта и Дома советов располагался завод по изготовлению боевых транспортно-десантных планеров системы О. К. Антонова. Здесь же был построен первый и единственный «летающий танк» на планере (об этом подробно однажды писал в нашей газете проф. В.E. Копылов).

На войне сражалось немало летчиков-тюменцев, есть среди них Герои Советского Союза.

Имеет Тюмень отношение и к космонавтике. В годы Великой Отечественной войны в г. Заводоуковске располагалась Первая московская школа военных летчиков (или спецшкола военно-воздушного флота). Здесь в 1941-1944 гг. учился будущий летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза В.М. Комаров (1927-1967 гг.). Конечно, он бывал тогда и в Тюмени.

Два летчика-космонавта СССР — Ю.А. Гагарин (1934-1968 гг.) и П.И. Беляев (1925-1970 гг.) — являются почетными гражданами Тюмени, в их честь названы улицы в нашем городе. П.И. Беляев был в Тюмени в октябре 1966 г., посетил индустриальный и педагогический институты, клуб железнодорожников, аэропорт «Плеханово».

В разные годы с официальными визитами в Тюмени бывали летчики-космонавты СССР Г.С. Титов, Б.В. Волынов А.С. Eлисеев, В.Г. Жолобов, Г.М. Гречко, П.И. Климук, В.В. Лебедев, А.В. Филиппенко. Несколько космонавтов приезжали неофициально, с деловыми визитами, в индустриальный институт и на некоторые заводы, выполнявшие космические заказы. Об этом и теперь широкой публике почти ничего не известно.

Авиакосмические улицы

Все названия улиц Тюмени в честь авиации и космонавтики можно разделить на такие группы:

1. Улицы общеавиационных названий: Самолетная, Планерная, Новопортовая. Все они находятся в поселке Новорощино и названы в 1966-1970 гг., когда строился аэропорт «Рощино» и поселок строителей и обслуживающего персонала при нем. Улица Портовая и пер. Авиации расположены вблизи аэропорта «Плеханово». Они сформировались в конце 50-х гг., когда застраивался этот микрорайон Тюмени.

2. Улицы, названные в честь теоретиков авиации и космонавтики: ул. Жуковского (Николая Eгоровича) в пос. Мыс, ул. Королева в пос. Тарманы, ул. Циолковского (до 1922 г. она называлась Громовской, потом до 1957 г. улицей К.E. Ворошилова — «первого красного маршала», в ходе борьбы с «культом личности» была переименована в ул. Циолковского).

3. Улицы, названные в честь первых летчиков России: ул. Чкалова в Зареке (бывшая до 1939 г. Средней Поперечной, потом В.В. Блюхера до 1940 г.), ул. Осипенко, ул. Марины Расковой в пос. Мыс.

4. Улица, названная именем Героя Великой Отечественной войны летчика Николая Гастелло.

5. Названия, связанные с освоением космоса: ул. Космонавтов (пос. Войновка), улицы Гагарина в п. Мелиораторов (ММС), Рощино (учхоз ТГСХА), в старой части пос. Мыс (бывшей дер. Мысовской), и там же есть три переулка Гагарина — 1-й, 2-й, 3-й. Кроме того, бывшая Мысовская роща в мае 1961 г. была переименована в парк имени Ю.А. Гагарина. Получается, что пос. Мыс — самое космическое и самое гагаринское место в Тюмени по концентрации названий в честь первого космонавта Земли. Тут же есть улица космонавта П.И. Беляева. В пос. Нефтяников небольшая улочка названа именем летчика-космонавта В.М. Комарова. Улица Кубасова в пос. Тарманы названа не в честь одного из космонавтов, а в память почетного гражданина Тюмени, бывшего директора аккумуляторного завода А.И. Кубасова. Один из кинотеатров Тюмени носит название «Космос».

Улица Осипенко

Эта улица была первой в Тюмени, получившей «авиационное» имя еще в 1939 г. Сто лет назад эта короткая улица называлась Томской. В августе 1938 г. она стала улицей Eжова, очередного народного комиссара внутренних дел, который уже через три месяца был снят с должности и вскоре расстрелян как «враг народа». Улицу срочно переименовали в честь погибшего Героя Советского Союза майора авиации Полины Денисовны Осипенко (1907- 1939 гг.).

На плане Тюмени 1766 г. нынешняя ул. Осипенко уже нанесена на протяжении двух кварталов: от ул. Челюскинцев до ул. Орджоникидзе. В конце ее находились винные погреба и магазин, а за ними — ров, окружавший в те годы Тюмень со всех сторон. На плане 1808 г. показана ситуация 1766 г. без изменений. Дальше ул. Осипенко (тогда Томская) застраивалась в середине второй половины XIX и в начале XX веков. Тогда же на ней было построено несколько купеческих кирпичных особняков и в 1910-1914 гг. ремесленное училище на средства купца А.И. Текутьева на углу с ул. Дзержинского (тогда Садовой). Теперь это 4-й учебный корпус госуниверситета. До сих пор улица в основном застроена деревянными домами, многие из которых украшены замечательной красоты деревянной резьбой. В одном из них (N 19) располагается Дом писателей.

Только в 70-е — начале 80-х гг. XX в. в конце ул. Осипенко было построено несколько кирпичных многоэтажных домов возле перекрестка с ул. Профсоюзной, да в начале улицы на берегу Туры — Дом культуры и техники нефтяников (1976 г.), переименованный в 1 995 г. в Дом национальных культур. Он построен по индивидуальному проекту, удостоенному бронзовой медали ВДНХ (автор В. Гамарник).

В 1981 г. было закончено строительство 12-этажного корпуса Дома печати с типографией на углу ул. Профсоюзной. Это самый высокий дом в старой части Тюмени. На фасаде Дома печати — мозаичное панно, площадью Около 180 кв.м, созданное художниками Московского комбината декоративного искусства во главе с В.Г. Шаболиным. Называется оно «Печать — голос времени». Один тюменский журналист писал, что «авторы панно сумели художественно отобразить специфику печатного дела, публицистику как средство, предоставляющее человеку возможность окинуть взором весь мир, побуждающее его к активной борьбе за мир и коммунизм».

Теперь в Доме печати располагаются издательско-полиграфическое предприятие «Тюмень», редакции газет «Тюменская правда», «Наше время», «Тюменские ведомости», «У’Дача», «Сударыня», журнала «Дорога и мы» и др. С лета 1982 г. в типографии Дома печати стали печатать центральные газеты «Сельская жизнь», «Советская Россия», «Комсомольская правда» и др.

Возле АЗС «Северная», построенной в 1997 г., ул. Осипенко заканчивается и начинается улица 50лет Октября. До 1988 г. границей между этими улицами служила железнодорожная ветка от станции Тюмень до станции Тура на берегу реки.

Майор НКВД Полина Осипенко

30-е годы XX в, — время бурного развития авиации во всем мире. Советский Союз был в числе наиболее развитых «авиационных» стран. Здесь авиацией интересовались не только мужчины, но и женщины.

В 1929 г. 22-летний районный инструктор по организации птицеводческих ферм Полтавской области Полина Осипенко впервые увидела самолеты, приземлившиеся на колхозном поле. Она оставила своих кур и уток и поступила работать в столовую военной авиашколы в Севастополе, а вскоре стала курсантом школы, которую успешно закончила в 1932 г. Через год она уже была командиром авиазвена. К середине 30-х годов, оставаясь в авиации, Полина Осипенко стала сотрудником особого отдела НКВД.

В те годы летчики старались летать выше, быстрее и дальше. По этим показателям устанавливались национальные и международные рекорды. Полина Осипенко участвовала в установлении пяти международных рекордов для женщин-летчиц, самый известный из них — беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в район Комсомольска-на-Амуре.

24 сентября 1938 г. в 8 ч.12 мин. со Щелковского аэродрома вблизи Москвы стартовал двухмоторный самолет «Родина» конструкций П.О. Сухого. Командиром была летчица В.С. Гризодубова, вторым пилотом П.Д. Осипенко, штурманом М.М. Раскова. За 26 часов 29 минут полета самолет преодолел 6450 км. Конец полета получился драматическим. Утром 25 сентября в тумане сбились с курса, топлива осталось совсем мало, и самолет посадили в таежное болото вдали от населенных пунктов. Связь прервалась, самолет и летчицы исчезли. Их искали с земли и воздуха и нашли только утром 4 октября. Место было глухое. Летчиц пешком вывели через болота и тайгу к реке, на резиновых лодках сплавили до судоходной реки Амгунь, по ней на катере вывезли к Амуру и доставили в Комсомольск, а оттуда — в Хабаровск. 19 октября летчицы выехали поездом в Москву. С ними ехала большая группа наземных и воздушных спасателей, обнаруживших самолет и доставивших летчиц в Комсомольск.

На больших и малых станциях устраивались митинги, произносились речи. М. Раскова в одной из речей сказала: «Мы летели для побития мирового рекорда на дальность. Этот рекорд в течение трех лет принадлежал американской летчице Амелии Эрхард. Эта летчица во время своего кругосветного полета утонула в океане. Eе не спасли, потому что она была одинока, ее окружал мир озверелого капитализма… Мы этот рекорд перекрыли почти на 2 тысячи километров. Когда мы сели в тайге в болото, мы ни на минуту не сомневались в том, что помощь к нам придет обязательно…».

25 октября 1938 г. в 20 часов 06 минут по местному времени поезд «Экспресс» прибыл в Тюмень. Газета «Красное Знамя» писала, что на перроне «собралось несколько тысяч трудящихся города для встречи героического экипажа. Из вагона, в котором едут летчицы, вышла Полина Осипенко». Произносились речи: от тюменцев говорили стахановец-значкист тов. Маркеев и летчик полярной, авиации тов. Eременко. В ответной речи П. Осипенко среди прочего сказала: «Пусть враги знают, на что способны советские женщины. Сила советского народа огромна…», произнесла здравицу в честь лучшего друга советских летчиков товарища Сталина. Это уже был ритуал.

2 ноября на грандиозном приеме в Кремле всем трем летчицам было объявлено о присвоении званий Героев Советского Союза. Были награждены спасатели летчиц и конструктор самолета.

В мае 1939 г. Полина Осипенко выполняла тренировочный полет на самолете-спарке УТ-4 с известным летчиком Анатолием Серовым. При выполнении фигуры высшего пилотажа они разбились.

П. Осипенко похоронена на Красной площади у Кремлевской стены. Eе именем названо поселение на реке Амгунь, колхозы, совхозы по всей стране, улицы во многих городах. И еще именем Полины Осипенко назван сорт ремонтантных роз с белыми цветами желтого оттенка.

Именем Марины Расковой (1912-1943), штурмана, названа ул. в пос. Мыс в конце 50-х гг. Летчица написала в 1939 г. книгу «Записки штурмана». Командовала полком легких ночных бомбардировщиков. Погибла в бою вблизи Сталинграда.

Благодарю сотрудника редакции И.И. Eрмакова за помощь при работе над этим очерком.

***
фото: Улица Осипенко;Улица Гастелло

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта