X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Добрый дом на улице Новоселов

В доброе декабрьское утро я стоял на третьем этаже тюменского лицея N 34. Лицеисты спешили на занятия. Их не смущало большое число взрослых, смешавшихся с ними. Я тоже был среди них — гость научно-методического семинара директоров всех школ Калининского округа Тюмени. Старое здание, построенное в стиле советского классицизма 50-х гг., умело и эстетично обновлено современным дизайном, особенно интерьер. Но эти колонны и мощные уступы входа остались. Их обыграли на встрече гостей в вестибюле, и радостно стукнуло сердце. Я словно попал на новогодний карнавал в знаменитом фильме Эльдара Рязанова 1956 г. Эффектное и вдохновляющее начало.

Тема семинара — зеркало нового витка перемен в России после 17 августа с.г., споры о государственном вмешательстве во все сферы нашей жизни. В советской школе было много полезного, но управление отдавало давящей веревкой. Главными фигурами были инспектор и методист районного отдела образования. Первый карал за отступления от спущенных сверху приказов (как учить и чему), второй вроде бы показывал пряник — вот липецкий опыт! Внедряйте!! Но если ты берешь чужое и действительно творчески преобразуешь, получается уже свое, не похожее на приказ о внедрении.

И вот одаренный учитель и умный энергичный директор лицея Ольга Ройтблат незаметно празднует десятилетие тернистого пути, перевернувшего на 18Р градусов жизнь 34-й. Увы, никто не вспомнил про юбилей на семинаре, и «Курьер», все последние годы информационно поддерживающий этот дерзкий эксперимент, от всей души поздравляет директорат, учительство, юношество и родителей лицея с этапной датой!

Великий педагогический переворот. И где? В окраинной школе, рассчитанной на 650 учащихся, в которой сейчас, увы, в 4 смены занимаются 1960 детей. Корень успеха — умелое маневрирование ресурсами, настойчивая лепка команды единомышленников, творческое содружество с докторами и кандидатами наук, с факультетом романо-германской филологии ТГУ, декан которого Лариса Чуфистова не только определила сюда лучших выпускников, но и постоянно бывает в 34-й как коллега и наставник.

Это сейчас Ройтблат спокойно и откровенно рассказывает про «основные направления внутришкольного контроля», а еще пару лет назад считалось, что достаточно самоконтроля и невмешательства в дела школы и учителя. Блестящая находка лицея — соединение в его учительстве инспектора и методиста в одном лице. Рождение личностного авторского опыта на основе государственных образовательных стандартов.

…В битком набитом конференц-зале идет открытый урок английского языка. За кафедрой — директор, она же учитель английского, завуч, она же учитель английского Ирина Поварова. Вот такой контроль. В ходе урока — дискуссия «ls it difficult to be a teenager?». Старшеклассники (кстати, многие побывали за рубежом) свободно и откровенно спорят на вечную тему отношений отцов и детей, ищут компромиссы, пути улаживания нередких конфликтов в своей среде и с родителями. Обсуждение. Высокие оценки методиста городского управления образования Игоря Лапчинского сменяются анализом в позитиве Чуфистовой, других участников семинара: сложная форма, высокий уровень обучения, блеск учительского профессионализма, свободное владение старшеклассников английским.

Отвожу в сторону Яну Киналь, тихонько спрашиваю: «Яна, это все разыграно? Вы готовились?» Нет, эти глаза не обманут. Ребята знали лишь тему, а сам ход урока-дискуссии («Легко ли быть молодым?») шел естественно. О, эти ребята знают, зачем они выбрали лицей N 34. Зачем приехали сюда из области, из других микрорайонов Тюмени. А ведь это правильно и демократично. Здесь учатся те, кто достоин и хочет, кто может, кому по силам углубленные уроки, семинары, лекции, практикумы, очень даже сравнимые с первыми курсами вуза. Да, здесь элитарное образование, но доступное всем. Настоящее освоение «живых» иностранных языков, гуманитарный пушкинский дух, отход от дурного равенства и уравниловки. Но это не значит, что в 34-й нет обычных классов с детьми школьного микрорайона, групп с коррекцией обучения запущенных детей. Я поговорил с парой «запущенных». Мощное духовное поле «учения с увлечением» действует и на них, дает им реальный шанс догнать сверстников.

Это враки, что лицей на особом счету, особом финансировании. Он сейчас получает от властей даже меньше соседних школ. В большинстве классов -простые столы и стулья. Но они окрашены эстетично, нет скабрезных «татуировок». Лицей -еще один близкий ученикам теплый дом, где учитель творит урок вместе с тобой.

Научно-методически обеспечить этот путь призван информационно-методический центр лицея, руководимый завучем, известным в Тюмени педагогом Надеждой Фоминцевой. Eе система контроля как второй доброй помогающей коллеге силы оригинальна. Она восхитила директора ИМЦ уже городского управления Артура Христеля и председателя комитета по образованию Калининского округа Галину Зыкову. Решено ознакомить с ней весь город.

А я уже на уроке гражданского права у Владимира Старостина, юриста, работавшего в вузе, приглашенного в лицей и теперь постоянно прописавшегося в нем. Тема — уголовное право. Все мы — и дети, и взрослые -заворожены новизной и четкой логикой. Люди с высшим образованием совершают в 2,5 раза меньше преступлений. Все, кто ознакомлен с нормами права, -и того меньше… Я бы расклеил эту лекцию во всех школах Тюмени, в молодежных общежитиях. А наши правители хотят сократить число вузов, бесплатных мест…

Перерыв. Ребята из изостудии Татьяны Шевцовой тянут меня вниз. В коридоре первого этажа — выставка картин, посвященных 200-летию Пушкина. С помощью сложной техники пушкинский образ явлен нам как лицейский друг Павла Орлова, Наташи Лебедевой, Лены Госьковой… Импровизации на темы «Eвгения Онегина», бессмертный лик поэта, проступающий сквозь цветные ветры времен.

В 10 «б» — открытый урок Надежды Фоминцевой. «Какхороши, как свежи были розы», Иван Тургенев, гениальное лирико-философское открытие вечного спора добра и зла, жизни и смерти и великой благотворной гармонии искусства, помогающей преодолеть конечность бытия. За строгой материей дополнительного курса «Лингвистический анализ текста» ребята идеально проектировали свой путь через звучное, красивое слово Тургенева, открывали душевное и духовное — как символы спасения от свинцовых мерзостей жизни. Звонок. В классе остались алеть розы. Они свежи и хороши…

Праздничный пир ума и красоты завершился «круглым столом» — подведением итогов семинара. Доцент ТГУ филолог Наталья Рогачева выделила «некрасивый» уроклитератора Ирины Лошкаревой. Авторское определение, парадоксальное неприятие гладкого скольжения по онегинским строфам. Строгое путешествие в текст без однозначных ответов на современном языке филологической науки.

Интеллектуальная «теснота» поиска. Посыл учителя, когда и ему, и ребятам очень хочется работать. Директор 57-й школы Леонид Чеблаков увидел богатейшие россыпи упражнений ребят в практике отечественной истории, в воспитании чувства историзма.

…Я одевался. Вестибюль заполнила вторая смена, подростки. Да, они были веселы и полны энергии. Но не было слышно выкриков, не было дурацкой возни. Детство было с ними, но было и чувство — эти ребята» пришли заниматься интересным делом. Мальчик неожиданно возник рядом, поздоровался и спросил: «А вам интересно было у нас?» Не директор, не учителя. И я ему сказал, что я увидел и почему мне действительно было радостно и интересно. Что-то лицейское, пушкинское утверждается в добром доме на улице Новоселов.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта