Птицы без крыльев
В «Плеханова» разместился самый большой в мире парк… простаивающей техники
Аэропорт «Плеханово» в свое время славился своей мощью. Когда-то, рассказывают старожилы, Тюменский объединенный авиаотряд (первое название «Тюменьавиатранса») был ведущим вертолетным отрядом в СССР…
История «Плеханово» началась еще до Великой Отечественной войны. В советское время, вплоть до перестройки, аэропорт прекрасно жил и развивался. Авиационный парк регулярно пополнялся новыми машинами: «Плеханово» первым в Союзе получил партию только что испытанных вертолетов МИ-8 и МИ-6. Именно они помогали осваивать суровую тюменскую землю. С их помощью строились нефте- и газопроводы, проводилась разведка месторождений, устанавливались высоковольтные ЛЭП.
Летчики долго ждали эти машины. Без них освоение тюменского Севера не пошло бы такими темпами, говорит старейший работник «Плеханово» Александр Козленков. Он пришел на предприятие в 1957 году и еще застал послевоенные самолеты ША-2И ПО-2, вертолеты МИ-1 и МИ-4.
В прошлом году мастерство тюменских летчиков малой авиации подтвердил знак качества, врученный им в Париже. Они тушили пожары в ЮАР, в Испании. Совместное ООН работали в горячих точках планеты — в Анголе, Камбодже.
Было время, вспоминает Александр Сергеевич, когда в воздухе во всех подразделениях «Тюменьавиатранса» находилось до 150 машин. Сейчас не наберется и тридцати. У тех, кто пользовался услугами малой авиации, — геологов, строителей и даже нефтяников — денег нет. Разведка новых месторождений почти не ведется, все крупные стройки заморожены.
Как ни печально, но отлаженная схема работы предприятия разрушается. Уходят незаменимые специалисты. А чтобы подготовить им замену, должно пройти минимум пять лет.
Сегодня от крупного аэропорта осталась одна взлетная площадка. Все вертолеты МИ-26 уже переданы в сургутский филиал «Тюменьавиатранса». Там еще могут о них позаботиться. Самолеты АН-2 пользуются спросом лишь у бизнесменов. Они покупают их для личных нужд. А вот пассажирские перевозки наши «кукурузники», возможно, скоро перестанут осуществлять (Тазовск уже от них отказался — слишком дорогое удовольствие). АН-2 летают только на бензине Б-91. Eго производство нефтеперерабатывающие предприятия Омска и Уфы — основные поставщики горючего — сократили до минимума. Невыгодно.
Даже для тренировок взять напрокат технику могут позволить себе немногие. Иногда аварийно-спасательные службы. Eще реже проводят учебные полеты лесники-пожарные. Самые стойкие, кто еще остался и работает в «Плеханово», через арбитражный суд пытаются получить свою зарплату. Но и они говорят, что если весной ничего не изменится, то, видно, придется уйти… на пенсию.
***
фото: ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА;ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА