X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как лебедь, рак и щука помешали девяноста тюменским художникам

17 декабря 1998 г. состоялось, вернее, не состоялось официальное собрание тюменского отделения Союза художников РФ. Не было кворума для принятия решений.

Дело в том, что в отличие от «соседей» по искусству — писателей, которые поделили единое «словесное» пространство области на три части, Союз художников не стал «расчлененным полутрупом». Правда, не по причине ответственного взвешивания всех за и против. Окружные силы по сравнению с Тюменью еще не достигли совершеннолетия и не могут пока кусать грудь тюменской кормилицы. Но на отчетное собрание по итогам года профессионалы с членскими билетами СХ не приехали — нет средств.

По уставу собрание правомочно, если в зале собралась половина организации плюс один голос. Не собралась… Но к этому дню накопилось столько острых проблем, что решили их обсудить, Отчет председателя правления союза Александра Новика превратился в информацию. А страсти-мордасти, внутрицеховую разность потенциалов, обид и неясностей в разделе прочего я опускаю, ибо уважаю и верю во многих наших прекрасных мастеров, чтобы рассказывать, как они пытались простирать чужое грязное белье.

Думаю, что намеченный поход к мэру Степану Киричуку для решения трудных финансовых и материально-технических вопросов союза будет в белых одеждах. Хотя права Галина Визель, прекрасно знающая тонкости лавирования в коридорах власти, что идти с эмоциями, и пусть даже справедливыми претензиями, в мэрию без четких проработанных и юридически оформленных документов бесполезно.

Лишний раз я убедился, что местные творческие союзы могут погибнуть не только из-за кризиса, безучастности властей, но прежде всего по причине личных амбиций, интриг и нежелания лично вникать в новые правовые и рыночные механизмы своего статуса. Ибо как понять, что много раз ведущих собрание спрашивали: а кто входит в правление союза? Как понять, когда Новик, державший удар почти четыре часа, с документами и цифрами в руках объяснял, что сделало и делает правление, выслушивал в ответ: а, ерунда, не верим…

Вот и превратилось собрание в почти 50 микрособраний. И каждый мастер был сам себе бог, царь и воинский начальник. При обсуждении жгучей проблемы приватизации мастерских или условий их аренды, коммунальных платежей, системы договорных отношений между городом, областью, союзом и конкретным мастером правление 5 раз (!) в разных формах комментировало современное законное их оформление, права и обязанности сторон. Но тут встает прекрасный мастер Eвстафий Кобелев и говорит о бедственном положении мастерских в доме, известном как «Кристалл». У самого художника -трещина в стене, угроза падения. Подсаживаюсь и осторожно говорю: «По договору, оформленному союзом, указу президента ваши мастерские переданы вам в пожизненное пользование на правах аренды, с определенными льготами в платежах и ответственностью собственника жилого фонда за его содержание и ремонт. Согласно договору вашу мастерскую обслуживает окружное ЖЭУ, на балансе которого «Кристалл». Вы вызывали техника-смотрителя дома, составлен ли акт, официально зафиксировавший поломки? Eсть ли у вас свидетели, что вы троекратно обращались в ЖЭУ — и никакой реакции? Соберите документы и обращайтесь в суд. Издержки — не за ваш счет». Мастер (1929 г.р.) и сейчас юн и творчески красив, открыто улыбается: «Да, я им говорил, и что?!»

Художники, дорогие, ну как же так? Правление старается решать острые ваши проблемы в рамках нынешнего зыбкого правового поля, а вы не хотите поддержать хотя бы своими подписями, своими регалиями и заслугами в оформлении города, развитии тюменских искусств обращение в областной комитет культуры, дабы создать юридическую службу для всех творческих союзов Тюмени?

Сан Саныч Шишкин и его сотрудники ничего вам не должны и не обязаны, но они обязательно помогут вам, если вы заключите с комитетом договор. А вы даже не пригласили на собрание никого из сотрудников этого комитета. И не стоит обижаться, ибо у него хватает забот (библиотеки и театры, дворцы культуры и клубы).

А что правление? Документы свидетельствуют — выправлено положение с долгами, под контроль взята деятельность художественного фонда, идет реальный ремонт известного Дома художников по ул.Холодильной, за «Энергией». Уже вырисовываются контуры мастерских. Новик прав, нужен (в этих условиях) свой магазин со столом заказов, куда могут прийти люди с деньгами и сделать заявку на портрет или пейзаж. В конце концов, можно открыть свое кафе, где зрительская братия станет общаться со своими любимцами. А «обиженные» могут перемыть косточки правлению за доброй пинтой успокаивающего напитка.

На зональной выставке в Уфе Отобрано 8 работ наших мастеров для показа в центре. Новик назвал три возможные точки (очень почтенные организации), которые собираются предложить солидный объем художественно-оформительских работ. Аж на пять лет! В ответ группа инициативных товарищей стала интересоваться, кому идут денежки из доходов Художественного салона при союзе. Ну как же так, ребята? Когда создавалось это ЗАО, вносить паи и приобретать акции предлагалось всем. Законы рынка жестки, не нравится — договаривайтесь, изменяйте статус на открытое акционерное общество, тогда будет свободная продажа акций.

Не очень-то взволновало собрание и сообщение о 6-ти запланированных выставках тюменских мастеров в новом году. Художники расходились, а мне показалось, что в зале остались сидеть Иван Андреевич Крылов в окружении своих, увы, довольных героев — Лебедя, Рака и Щуки. Недовольные правлением ушли и оставили этих героев из басни настороже. Только поможет ли это общему делу?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта