Завтра управлению «Тюменьстройпуть» — 50 лет
Карту Тюменской области неузнаваемо изменило управление «Тюменьстройпуть». О славном пути, о годах свершений, о мужестве и самоотверженности вспоминает бывший начальник планового отдела, трудившийся в «Стройпути» с первых дней, Сергей КОЧКИН.
Только на тюменской земле управление построило свыше двух тысяч километров главного пути, 1300 километров станционных подъездных путей. След, оставленный транспортными строителями, виден, говорят, из космоса.
Но сначала был приказ министра путей сообщения от 13 декабря 1948 года, согласно которому через месяц организовано Абаканское управление по строительству железнодорожной линии Сталинск-Абакан (восточный участок) и подъездной железнодорожной ветки Аскиз-Абаза к Абаканскому руднику.
13 января 1949 года и является датой рождения «Тюменьстройпути».
В Красноярском крае управление вело работы на ударных комсомольских — .Новокузнецк-Абакан с веткой Аскиз-Абаза, Абакан-Тайшет, Красная Сопка-Линево, электрификация железной дороги Байкал-Москва, строительство автомобильных дорог. Были построены подъездные пути к Назаровской ГРЭС, к Наэаровскому и Черногорским угольным разрезам, к хлебоприемным пунктам, элеваторам.
В 1965 году закончена строительством и введена в эксплуатацию новая электрифицированная железнодорожная линия Абакан-Тайшет, которая являлась заключительным звеном 3000-километровой Южно-Сибирской железной магистрали.
Трасса Абакан-Тайшет, которую в те времена называли «трассой мужества», — магистраль самого высокого класса.
После завершения линии Абакан-Тайшет министерство транспортного строительства поручило «Абаканстройпути» строительство железнодорожной линии Тюмень-Сургут.
Коллектив управления почти в полном составе переехал в Тюмень: аппарат управления, строительно-монтажные поезда NN 227, 269, 241, 237, Горем, воинская часть мостостроителей, 38-я автобаза. Переехали, оставив обжитые места, сменив благоустроенные квартиры на вагончики и палатки, в лучшем случае на сборно-щитовые дома.
В 1967 году бывшая столица Сибири Тобольск связан железной дорогой с внешним миром, к Иртышу пришел первый поезд.
За Тобольском болот прибавилось, зима стала еще холодней, ветра более лютыми, но строители упорно продвигались на Сургут.
3 декабря 1973 года на 575 км железнодорожной линии Тюмень -Тобольск — Сургут забит традиционный серебряный костыль. Рабочие поезда пошли до ст. Юганская Обь.
В 1971-1975 годах были построены и введены в эксплуатацию железнодорожная линия Тюмень-Тобольск, железнодорожные вокзалы в Тюмени и Тобольске, речные порты в Тобольске и Сургуте. Открыто рабочее движение поездов до ст. Сургут с двумя уникальными мостами через реки Обь и Юганская Обь.
Апрель 1976 — начало строительства дороги Сургут — Уренгой. Ноябрь 1976 года — окончание строительства дороги Сургут — Нижневартовск. На трассах высаживались новые строительно-монтажные поезда, вахтовые поселки становились станциями, станции — городами.
Декабрь 1980 года. Открыто рабочее движение поездов до ст. Старый Уренгой, ныне ст. Коротчаево.
Каждый год — новые километры, станции и поселки, устойчивое сообщение с нефтяными и газовыми промыслами. Край становился обжитым.
Да, строители железных дорог по природе своей первопроходцы. Это — не профессия, а состояние души. Как говорится, в условиях задачи — трудности и неудобства кочевой жизни, палатки и вагончики, да еще на севере. Но все забывается, когда видишь плоды своего труда.
***
фото: