Любите друг друга
— Почему мы здесь, Ольга?
— Это одно из моих любимых мест в городе. Весной, когда мы, первоклашки, купались в белом яблоневом цвету. Зимой, когда мы забирались на ветви, и яблоки — мягкие — взрывались-во рту мятным ароматом. А в апреле, когда в школьной теплице краснели первые помидоры, высший шик наших мальчишек — пробраться туда незаметно и вынести это чудо…
Мальцева — коренная тюменка. Отец, Анатолий Иванович, работал на железной дороге. Мать, Надежда Андреевна Шевелева, десятки лет директорствовала в 40-й школе. В том красивом деревянном здании на Пароходской улице, где было весело и тепло ученикам. А дочь сначала пошла в ТИП, стала геологом. Но 10 лет назад педагогика взяла свое.
Мальцева получает второе высшее образование, занимается психологией, преподает. Eе опыт востребована областном институте усовершенствования учителей — теперь институт развития регионального образования. Учитель тинейджеров (15-17 лет) становится и учителем учителей. Мальцева — сотрудник кафедры практической психологии. Не бросая «низовой» работы, сегодня пишет кандидатскую диссертацию «Исследование семантического пространства образа педагога-психолога». Научный руководитель — лидер тюменских психологов Eвгений Доценко.
— Доценко добился своего — в Тюмени родилось отделение Психологического общества РФ. Крепнет наше содружество, нет чванства, мы открыты друг другу. Вокруг кризисы, а у нас — горение, энтузиазм, дух творчества.
Мой любимый школьный курс — «Человековедение». Особо отличилась в 65-й школе (МЖК). Было время, когда после моих занятий ребята говорили — а где вы были раньше? 15-17 — второй раз и уже надолго рождается человек.
Окунулась в молодежную субкультуру. За маской отчуждения — боль, их «интимные» заморочки, страхи, сомнения. Неприятие своей внешности, вина и самообвинение. А как ему говорить с родителями? Подросток живет ближним светом, и я помогаю включить дальний: прими ответственность за себя на себя. По касательной бросаю ему камни сомнения — разбей их вот так… Возникает нужда во мне — значимом для НИХ взрослом.
После лекций, бесед-долгие часы личных консультации. Мы «останавливаемся» в особой спокойной «бухте». Очищаем личный корабль от «ракушек». Да, он из-за дефицита любви идет в криминал, наркоту, черные секты и компании. Ведь там ему говорят — мы тебя искали, мы тебя любим.
Говорят — деньги, приборы, компьютеры. Все верно, они нужны, они дорогие. А мы каждое лето с минимумом затрат формируем отряд тинейджеров и плывем по Чусовой, «Лечения» и благого общения с природой нашим трудным хватает до нового лета.
— Что ожидаешь от нового года?
— Чтобы одумались наши администраторы. Мы с огромным трудом наладили психологические службы в каждом округе Тюмени. Их ликвидировали, кривая юношеской преступное-‘ ти ускоряется. На чем экономят? И в ряде школ туда же — первым делом сокращают социальных педагогов, психологов. Трудные еще злее. Лишь Лебедев из 36-й (Зарека) сказал — приму новых, без этих учителей пойдет насмарку наше обновление.
Хорошо, что еще держатся наши экспертные советы в школах и училищах. Им буквально выкручивают руки сектанты, парапсихологи. Массированное наступление на школу продолжается. Тинейджеры уже с 5-го класса собирают деньги на общак, растет наркомания.
Хочу, чтобы меньше было моды на психологию, поверхностное «сотрудничество»: дети, что мы положим к памятнику Чехову? — Ветку из вишневого сада. — А Eсенину? — Веточку березки… Или недавно были на декаде психологии в одной школе. В вестибюле — огромный щит с разрезом человеческого мозга. Стрелки, схемы, латинские названия. Вот сюда нажми — будешь хорошим человеком… Живуча формалистика.
А еще — хочу закончить диссертацию и чтобы старшая дочь поступила в свою любимую архитектурно-строительную академию.
***
фото: На снимке Дмитрия Турбина — ваш обозреватель и школьный психолог Ольга Мальцева в заснеженном саду 21-й школы.