Личный ансамбль народного ганца
Редкий шанс выпал мне в пятницу — побывать на большом концерте ансамбля «Зори Тюмени». Так уж вышло, что лучшие тюменские коллективы по Тюмени не гастролируют. В лучшем случае удается повстречать своих любимцев в каком-нибудь сборном концерте, где они, скорее всего, покажут «Венгерский танец стум-бами» или цыганский «Веселый табор» (а уж «Примите наш поклон сибирский» скоро выучим наизусть). А ведь возможности коллектива гораздо шире. В этом в пятницу все убедились.
Во всяком случае, те, кто смог попасть на концерт. Поскольку он был посвящен двадцатилетнему юбилею «Зорей» и двадцатипятилетию творческой деятельности руководителей ансамбля Галины и Валерия Арцеров, добрая половина мест в зале (если не больше) была отведена приглашенным гостям, остальные распределились между родственниками танцоров и бывшими участниками ансамбля (многим из которых в родной ДК «Геолог» буквально пришлось прорываться с боем, потому что билетов в кассе не было).
Билетов не было и раньше. Кассир еще во вторник говорила, что все билеты проданы (хотя, по моим данным, они в продажу еще не поступали). Этот пустяковый детективчик я здесь привожу не для интриги, а как доказательство того, что рядовые поклонники ансамбля «Зори Тюмени» (не связанные с ним ни родственными, ни должностными узами) на этот концерт попасть просто не могли. Они, наверное, и не рвались бы (в самом деле, не всем охота слушать долгие поздравительные речи, из-за которых, кстати, концерт подзатянулся и организаторам пришлось даже вычеркнуть из программы один танец — венгерский с тумбами), если бы у них была возможность наравне с концертами заезжих знаменитостей посещать концерты наших «звезд». Где тот неведомый продюсер, который решил, что в Тюмени «Зорям» не собрать полные залы?
Конечно, без «Поклона сибирского» не обошлось и в этот раз. Что поделать, визитная карточка ансамбля, весь мир рукоплескал. Поскольку композиция уже знакома, начинаешь обращать внимание на детали: что костюмы уже на ладан дышат и что цветосочетание «красно-белый» далеко не всем идет: оно, к сожалению, подчеркивает, что сибирские наши юноши и девушки отнюдь не кровь с молоком (особенно юноши). Бледноваты. Особенно это было заметно в «Аргентинском танго» — небрежно расстегнуть курточку мог позволить себе не каждый мучачо.
Конечно, жизнь танцора не сахар — а перед юбилейным концертом особенно. Конечно, о возрасте некоторых костюмов Арцеры и сами знают: будут деньги -будут и костюмы (возможно, после юбилея появятся, деньги подарены). Хотя, думаю, когда появляются деньги, возникает неодолимый соблазн поставить новый танец и пошить костюмы для него.
(Одна знакомая рассказывала, что сюиту «Северные россыпи» — самую знаменитую, пожалуй, композицию «Зорей», — она видела в исполнении студентов салехардского просветучилища. Было это еще в салехардский период творчества Арцеров, когда «Зорей» еще не было и в помине, а студенты (ненцы в основном) танцевали в собственных ягушках (это такая национальная одежда). Нынешние исполнители этой хореографической композиции в немного более выигрышном положении. Хотя так выкладываться, как они выкладываются, — в любой одежде будет жарко).
А другой знаменитый танец — как его во всем мире называют, «с балалайками» — мы в концерте не увидели. Хотя «Сибирская потеха» значилась в программе. Может, и правильно: зато мы увидели много новых постановок. Например, «Тюменскую флотилию» (как было заявлено, постановщик танца Валерий Арцер-младший посвятил свою работу дедушке, служившему во флоте. Кстати, оба его дедушки — отцы Галины и Валерия-Старшего — присутствовали на концерте. Зал им аплодировал с большим чувством).
Тепло был принят и «Большой казачий пляс», изобиловавший трюками (сидевшие в зале «выпускники ансамбля» молодым исполнителям трюков уважительно хлопали — они-то знают, каких трудов стоит эта легкость). Искупали в овациях и «Финскую польку» (и трудно было решить, кому оваций досталось больше — мастерству и изобретательности Игоря Моисеева, придумавшего этот хитрый танец, или Александру Арцеру, в дуэте с Инной Фахретдиновой блестяще исполнившему эту постановку?). По-моему, зал был просто покорен мужеством Саши, который еще не вполне оправился после тяжелой травмы.
Хоть и сами участники ансамбля очевидно молоды, но бывают танцоры еще моложе. Являлись зрителям (в постановках «Цыплята» и «Праздничный марш») и учащиеся хореографической студии ансамбля — девочки и мальчики, в том числе и очень маленькие. Конечно, не все учащиеся студии станут профессионалами. Но всё же у некоторых из них появится нешуточная возможность — отдать танцу всю жизнь.
Тем более что рядом есть такие примеры…
P.S. «Лауреат всероссийских и международных фестивалей народного творчества Тюменский государственный ансамбль народного танца «Зори Тюмени» -так ныне называется этот прославленный коллектив. Пройдут годы, и к имени ансамбля прибавятся другие титулы. Все эти титулы не имеют отношения к сути явления. А явление в том, что на деле «Зори Тюмени» — это не государственный, а самый что ни на есть личный ансамбль Галины и Валерия Арцеров. В этом нет ничего противоестественного: очень многие творческие коллективы держатся на силе личности и таланта своего руководителя. Никакая государственная поддержка с этой силой не сравниться.
***
фото: В воздухе — Валерий Арцер-младший;Юбиляры принимают поздравления;»Северные россыпи»;С танцем по жизни