X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Был исторический центр, стал «Тюменьдорцентр»

«Eжедневный осмотр города, печальное состояние зданий, почти прекратившаяся работа по восстановлению памятников архитектуры, приводят меня в состояние угнетения, болезни и отчаяния».

(Из письма Степана Киричука Ивану Журавлеву)

В конце прошлого года закончилось сражение между комиссией по охране памятников культуры и фирмой «Тюменьдорцентр». Областная комиссия по лицензированию строительной деятельности с подачи городского прокурора (которому подал председатель общества Виктор Аликов) рассмотрела вопрос скандальной фирмы. В результате оснований для отзыва лицензии найдено не было.

Лицензия лицензией, а дома стоят. Возмущенные этим голоса разве поутихли, но в любой момент огонек скандала может разгореться вновь. Сам директор «Тюменьдорцентра» Иван Журавлев подозревает, что Аликов затих, подготавливая очередные козни.

Капля истории

В незапамятные времена высокий берег Туры и прилегающую территорию заселяли толстопузые купчины и заводчики. Тут находился спальный район и деловой центр одновременно. Дома, конечно, строили добротные, двухэтажные. Первый этаж обычно предназначался для «людей» — обслуги. На втором, просторном, вольготно жили баре. В больших комнатах с высокими потолками вполне можно было играть в нынешние футбол и баскетбол.

После революции буржуйскому комфорту быстро пришел конец. Пролетарии делили апартаменты перегородками, сооружали полати. И началось коммунальное существование. До наших дней, по большому счету, мало что изменилось. Кое-куда провели так называемый водопровод: кран есть, а воде стекать некуда, — та же колонка, только на дому.

За эти годы иные из почтенных строений заслужили звания памятников архитектуры. На стены приколачивали таблички «Охраняется государством». Очень верно по сути — государство обещало охранять дома, а о ремонте не заикалось.

Плохое состояние зданий в историческом центре стимулировало разговоры о его реконструкции.

В начале 1990-х новоявленных богачей потянуло в бывший купеческий район. Долгожданная реконструкция неожиданно началась.

Первой ласточкой стал квартал, окрещенный в народе «Белоснежка и семь гномов», который возвели несколько предприятий. Затем инициативу в застройке исторического центра стремительно перехватила фирма «Тюменьдорцентр». Сегодня улицу Кирова вполне можно переименовать в улицу имени Ивана Журавлева. Неудивительно, что вокруг «Тюменьдорцентра» и идут споры.

Впереди паровоза

Один из главных аргументов против «ТДЦ» — Журавлев плевал на установленный порядок. Разрешительных документов еще не получено, а дом уже «вырос из земли», как выражаются архитекторы. Однако надзорные инстанции никогда особенно не волновались по этому поводу. По всей видимости, бумажные моменты их руководители не считают главными. Начальник госархстройнадзора Олег Гелеверя советует обращаться в городской земельный комитет, дескать, это они виноваты — тянут с предоставлением участков.

Но кроме этого комитета есть масса других. Чтобы пройти весь круг согласований нужно затратить минимум несколько месяцев, а по прикидкам Журавлева — вообще два года! Конечно, путешествовать по инстанциям и как- то сохранять интерес заказчиков-дольщиков — задача труднейшая. Как результат — «ТДЦ» бежит впереди паровоза. Благо смотрят на это сквозь пальцы.

Но сегодня Журавлев уже неуязвим. Документы на все здания, построенные «ТДЦ», оформлены как положено, пускай некоторые и задним числом. Областная комиссия по лицензированию строительной деятельности подтвердила право «ТДЦ» на лицензию.

Без панорамы

Виктор Аликов вменяет Журавлеву убийство. Моральное убийство архитектурных памятников. Древние домишки окружили краснокирпичным новоделом, который на этаж-другой повыше. Очарование старины исчезло. И нет больше замечательной панорамы на исторический центр из Зареки. Не видно куполов Знаменского собора за журавлевскими домами.

Иван Журавлев действительно не питает почтения к архитектурным памятникам. «Это же просто развалюха. Красивые наличники? Сними и отдай в музей». Он не понимает, как можно застраивать целую улицу, ориентируясь на единственный домишко. «Памятники сгниют, упадут. Что останется?»

Превышение этажности в старом городе — проблема давняя. Но как бы ни сопротивлялись архитекторы, нет-нет, да и вылезет нечто высотное. Спрашивается: реально ли сохранить двухэтажный режим? Для тех, кто строит жилье, — видимо, нет. Судите сами: надо приобрести квартиры обитателям предшественника, окупить затраты на строительство и получить прибыль. Так и вырастают трех-четырех, а то и пятиэтажки. Суровую экономику жилищного строительства в историческом центре подтверждает архитектор Центрального округа Нурлан Сапаров. Небольшой, надо сказать, поклонник Ивана Журавлева.

Здесь мы подходим к другой проблеме. Скажите, давно вы бывали в районе, где трудится «Тюменьдорцентр» (между улицами Кирова-Володарского и Турой)? Наверное, давно. В том-то и дело. Исторический центр перестал быть центром общественной жизни. Поэтому мало находится желающих строить здесь офисные здания. А необходимость сноса распугивает заказчиков не хуже таблетки «Раптор». С конторами-то в смысле этажей могло быть полегче.

Фон для Журавлева

Противники «ТДЦ» не могут привести в свою пользу серьезного положительного примера. Долгое время как знамя несли фирму «Регита» (название расшифровывается как «реконструкция и регенерация исторического центра»). Спецы «Региты» составили проект реконструкции района Потаскуй, проект получил высокую оценку. Потаскуй отдали «Регите» в аренду на 50 лет. Но прошли годы, и чем похвастать, что такого построено? Недавно договор аренды город расторг. В одном из интервью заместитель мэра Виталий Терентьев подверг деятельность «Региты» резкой критике.

Как пример грамотной застройки называют «Белоснежку» (дома возле моста по улице Челюскинцев). Но там строителям удалось получить большой свободный участок. Сейчас в центре воюют буквально за каждый квадрат. Журавлев мечтает, чтобы ему отдали целый квартал. Говорит, не дают. Правда, по мнению некоторых архитекторов, строителям невыгодно возиться с большими участками старой застройки. Расчистили площадочку, посадили дом, и слава богу.

Между тем желающих вселиться в элитные дома с видом на реку ох как много. По словам Журавлева, заказчики буквально осаждают его. Ждать, пока архитекторы разберутся между собой, — терять деньги.

Под угрозой сноса

Строит «ТДЦ» споро. О комфортабельности жилья судить его хозяевам. А вот о качестве зодчие отзываются довольно пренебрежительно. «Ну нельзя же строить в центре такие халабуды! — сказал главный архитектор области Анатолий Отраднов. — Он берет проект, а потом делает по- другому». В альбоме градостроительного совета в графе «Архитектурно-художественные качества» против домов Журавлева сплошные минусы.

Возможно, «ТДЦ» и отстал от строительной моды. Нурлан Сапаров говорит, что красным кирпичом сейчас никого не удивишь. Появились новые отделочные материалы, при желании можно сделать очень здорово. Пример — дом на углу улиц Володарского и Челюскинцев.

В некоторых горячих головах родилась идея снести детища «ТДЦ». Объясняют, что новый строительный кодекс позволяет это сделать. Тут, как говорится, без комментариев.

«Социальный» Журавлев

Дискуссии дискуссиями, а людям, живущим в старинных домах, приходится несладко. Несколько бабусь активисток регулярно наведываются в мэрию и просят поскорее снести их жилища, пока те не упали. В Иване Журавлеве видят своего спасителя. Известен случай, когда старушка набросилась на председателя комиссии по охране памятников культуры со словами: «А, вот кто главный злодей!». (Сам Аликов говорит, что бабушку подначил Журавлев).

Людям, которые не живут, а мучаются, — история побоку. У государства так и не дошли руки. Теперь вот «ТДЦ» выполняет эту социальную функцию. К счастью, дома не приватизированы и крупных скандалов не бывает. Это подтвердил и участковый.

Жильцам из мэрии приходят отписки типа «Комиссия с участием того-то того-то не нашла оснований ходатайствовать о снятии с вашего дома статуса памятника архитектуры. Но это не мешает вам проводить в доме необходимый ремонт». Мне довелось побеседовать с одним отчаявшимся. «Вог отдеру эту чертову резьбу и сожгу. Наплевать, что охраняется государством!» — кричал он.

При всем богатстве выбора…

«Журавлев — молодец. Все говорят, а он делает», — это олова председателя комиссии по лицензированию строительной деятельности Владимира Калинина. Инициативность директора «Тюменьдорцентра» признают даже его противники. И, как ни странно, называют иногда хорошим мужиком. Логичный итог этого сочетания — деловой успех.

Ну кто виноват, что новые русские захотели селиться в «тихом районе города»? Eще в начале 90-х процесс можно было прогнозировать. Подозреваю, что архитекторам вскружили голову замаячившие заказы. Кто только не сотрудничал с Журавлевым — почти все члены градостроительного совета. Шум поднялся только благодаря настойчивости Виктора Аликова. Когда уже ничего нельзя изменить.

Купцы построили этот район. Советская власть смогла только выгнать их и заселить «своими». Теперь богачи снова обустраивают исторический центр под себя. «Я тебя породил, я тебя и убью»? Нет, наверное, не все так плохо.

Навести порядок должен бы город. Хотя, честно говоря, даже страшно подумать о разработке какого-то комплексного проекта. Опять пойдут конфликты. И закончится все ничем, как водится у нас. Eсли вообще закончится.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта