Письмо в редакцию. Как я стал мотоциклистом на всю жизнь
Кто из моего поколения не помнит военный 1942г.? Не окончив 9-ти классов в школе N 1, поступил я работать в качестве слесаря-сборщика 3 разряда в сборочный цех Тюменского мотоциклетного завода (в то время секретный завод) — это была моя мечта. Мотозавод выпускал военные мотоциклы марки «ТИЗ-АМ600» с коляской, на которой была смонтирована турель для пулемета.
Начальником сборочного цеха был Андрей Eвдокимович Переузенко. В 1944 г. его назначили председателем Тюменского горисполкома, он мне очень помог, когда я вернулся из госпиталя инвалидом группы.
Сейчас, наверное, никто не поверит, что заместитель председателя облисполкома Ноткин М.А. ездил на работу на мотоцикле с коляской. А я был его водителем. Транспорт почти весь был на фронте, а председатель горисполкома ездил по городу на лошади.
Сейчас трудно передать, как мы, 16-летние пацаны, учились ездить на мотоцикле. Материальную часть мы знали на «отлично», на заводе был кружок, и когда не было сборки, особенно в начале месяца, мы учились ездить, и это определило мою специальность — мотоциклист.
Сравниваю военное и настоящее время: какие были душевные люди, друг другу помогали безвозмездно, — наверное, за счет этого мы выиграли очень тяжелую войну. Сейчас нет никакой солидарности, все катят по дороге и никто не окажет помощь даже инвалиду — кто воспитал новое поколение в такой жестокости? Вероятно, это заложено в государственном строе.
1943 год в Великой Отечественной был переломным, в январе наш 1925-й год призвали в армию. Судьба распорядилась так, что после 5-месячной учебы на офицера во 2-м пехотном училище Тюмени я попал в 14-ю гвардейскую десантную бригаду в качестве минометчика. Но минометчиком был недолго. На одном из построений роты командир спросил: кто умеет ездить на мотоцикле — выйти из строя. Из 120 солдат я вышел один. В десантной бригаде было всего 3 мотоциклиста, ездили мы в основном на трофейных немецких мотоциклах «БМВ» и «ДКВ», два мотоцикла были американскими — «индиан». Из всех мотоциклов, на которых я ездил во время войны, самые надежные — немецкие. Наши отечественные сделаны из некачественных материалов, долго не служат.
В 1970 году с мотоцикла пересел на мотоколяску и езжу по сей день. Мотоколяска — это тот же мотоцикл с мотором «ИЖ- планета», но под крышей. Сделана по-русски, все время ломается. Надо как-то укоротить жизнь инвалида, вот и придумали их во времена Брежнева, а при Хрущеве — автомобиль «запорожец».
В Тюмени начал ездить, когда не было ни одного светофора, а в ГАИ было четыре человека. Мотоциклисты — что комсомол для партии, они легко овладевают автомобилями и становятся хорошими водителями. За свою 25-летнюю педагогическую работу в кружках подготовил более 300 мотоциклистов, дисциплинированных ребят и девушек.
Теперь по количеству автомобилей на душу населения наш город догоняет города США, а по ширине улиц и качеству дорог — наравне с большой деревней. Мотоциклисты являются самыми угнетенными. Примером может служить хроника дорожного движения в Китае и Индии. А у нас даже велосипедисты ездят по тротуарам.