О пользе пьянства
Заголовок, конечно, странный для редакции, широко «. известной своей склонностью к трезвости. Но речь идет не об отдельно взятом, хотя и маленьком коллективе, а о городском бюджете.
Который, в полном соответствии с отечественной традицией, опирается на выручку от производства водки, вина и пива. О чем постоянно твердят высшие должностные лица областной и городской администраций. Итак, пользе пьянства для городского бюджета было посвящено вчерашнее совещание у мэра Киричука.
Началось с небольшого конфуза: на совещание «по вопросу уплаты налогов производителями алкогольной продукции» позабыли пригласить этих самых производителей. Попрепирались: кто виноват? Налоговики, инициаторы встречи, или чиновники, организаторы?
Мэр утверждал: по его эмпирическим данным, производители вредной, но популярной продукции мало, неохотно, нерегулярно и не полностью платят налоги. Мэр настаивал: налоговые службы должны активизироваться, выжать все возможное из налогового законодательства и наполнить городскую казну. Борис Исаенко, руководитель городской ГосНИ, утверждал, что рычаги, предоставленные законом, не дают результата. По его мнению, «налоговую инспекцию создали, чтобы над нею издеваться». На каждом «алкогольном» предприятии потри поста установили, а недоимка все растет. За два года она увеличилась в 30 раз и составляет более 30 миллионов рублей. Только «Бенат», который производит больше всех по «»объему, лучше всех и платит. Остальные алкопроизводители, по мнению налоговой службы, может, и не нужны. Например, долги завода по розливу вин, который с недавнего времени стал муниципальной собственностью, сопоставимы с годовым выпуском продукции.
Мэр искал драконовских мер. Суровые налоговики оправдывались либеральностью законодательства. Мол, бодливой корове бог рог не дал. На что раздосадованный мэр отказал «налоговой корове» даже в бодливости.
Из разговора (ну не писать же об уважаемых председателях комитетов и других служб администрации — перепалка!) выясняются замечательные подробности. Оказывается, акцизы,
которые перечисляются в бюджет, от 94 до 98 процентов платятся бумагами — зачетами, бартером. «Живыми» деньгами, которые нужны на зарплату учителям и врачам, на школьные завтраки, на лекарства, — от полутора до шести процентов. Исключение — тюменский пивзавод. Он деньгами платит около 65 процентов.
Последние бурные события в городе показывают, попробуем подойти к вопросу академически спокойно, что алкогольная продукция в наш переходный период способна вызвать не меньшие потрясения, чем знаменитые события в Чикаго во времена «сухого закона» (кто позабыл, пусть еще раз посмотрит ленту «В джазе только девушки»). Может вызвать небольшую войну муниципального значения.
Из-за чего в очередной раз поднялись против властей хозяева мини- и микромаркетов? Из-за опасения потерять право торговать спиртным. Кто лоббировал в Госдуме новые нормативы торговых площадей для продажи горячительных напитков? Вне всякого сомнения, крупные торговцы алкоголем. С каким товаром пытаются проникнуть в глубинную Россию бывшие союзные окраины? Со спиртом. Что лежит в основе бюджета сегодня и из-за чего он весь в дырьях? Алкоголь в основе, а разваливают бюджет-нарушения в торговле спиртным и задолженности по выплате налогов водочными заводами.
Напомню: 34 миллиона рублей должны лишь пять тюменских предприятий алкогольной сферы. Между тем отсутствие в бюджете всего 20 миллионов рублей не дает возможности Степану Киричуку подписать распоряжение об удвоении муниципальных расходов на школьные завтраки. Сегодня детей кормят на полтора рубля — не хватит даже на стакан кефира.
Я думаю, что мэр недалек от истины, когда заявил, что мы имеем дело со специально созданной системой безответственности.
У читателя возникло некоторое ощущение безысходности? У меня тоже… Я пытаюсь подавить нарастающую потребность воззвать к трезвому образу жизни. Но что я, практически непьющий человек, могу сделать для города? Купить пару бутылок тюменского пива? Только сделаю это в магазине — больше шансов, что хоть пять процентов от моей покупки попадет в городской бюджет.